Цель урока. Сформировать у учащихся цельное представление о здоровье человека как об индивидуальной и общественной ценности, обратив их внимание на основные показатели, которые характеризуют уровень здоровья. Привести их к пониманию, что здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности.
Изучаемые вопросы
Здоровье человека и основные показатели, характеризующие его уровень.
Определение здоровья.
Здоровье человека как индивидуальная и общественная ценность.
Изложение учебного материала
1. Подчеркнуть, что здоровье среди жизненных ценностей человека всегда занимало и занимает ведущее место. Здоровье — это непременное условие счастья человека, а потому оно является делом и заботой каждого.
В обобщенном виде можно выделить три блока показателей, которые характеризуют уровень здоровья:
объективные показатели (температура тела, кровяное давление, частота пульса, процент содержания гемоглобина и число лейкоцитов в крови, содержание сахара и многие другие);
субъективные показатели (самочувствие, настроение, аппетит, сон и др.);
«количество здоровья», которое измеряется предельными возможностями организма переносить внешние нагрузки (физические, умственные, голод, холод, стресс и др.) без изменений состояния, т. е. без остаточных последствий.
2. Привести определение здоровья, которое дано в уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального
благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и составляет непременное условие ее эффективности.
3. Подчеркнуть, что здоровье каждого человека является не только индивидуальной ценностью, но и ценностью общественной, так как общественное здоровье в конечном итоге складывается из здоровья всех членов данного общества. Общественное и индивидуальное здоровье каждого человека взаимосвязаны, и одно зависит от другого.
При этом общественное здоровье представляет собой общественную, социально-политическую и экономическую категорию, которая характеризует жизнедеятельность всего общества как социального организма.
Заключить урок можно высказыванием немецкого философа А. Шопенгауэра (1788—1860): «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствие; даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента — при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы прежде всего спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу — это поистине главное условие человеческого счастья».
Контрольные вопросы
Почему здоровье каждого человека зависит прежде всего от него самого?
Какие существуют показатели, характеризующие уровень здоровья человека?
Какое определение здоровья дано в уставе Всемирной организации здравоохранения?
Почему здоровье человека считают непременным условием его эффективной жизнедеятельности?
Почему индивидуальное здоровье каждого человека является не только индивидуальной, но и общественной ценностью?
Домашнее задание: Изучите § 7.1 учебника.