Ц е л и: закрепить умения расставлять знаки препинания в сложных предложениях; развивать умение использовать их в речи.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Держит ручку, проявил отвагу, о горячем сердце, катились из глаз, побежали наперегонки, все красно от костяники, в поваренной книге, похож на кошку, шляпка да ножка.
II. Повторяем то, что знаем.
1. Б л и ц о п р о с.
В о п р о с ы использованы из упражнения 9.
2. Коллективное в ы п о л н е н и е упражнения 10 устно.
III. Закрепляем то, что знаем.
Учитель раздает «тренажерные» листы. Ученики расставляют знаки препинания в предложения. Работа выполняется по вариантам.
В а р и а н т I
1. Скрипят клесты звенят синицы смеется кукушка свистит иволга.
2. В зимнем тумане раскинули свои голые ветки деревья и легкий снежок прикрыл землю.
3. Синицы залетают на кормушку которую пристроили ребята между веток.
4. Прошла ночь и мы с радостным настроением отправились в путь.
5. Лягушка зарылась в мох а еж прикрылся сухими листьями и уснул.
6. Заяц сменил на зиму шубку чтобы враги не отличили его от снега.
7. Дорожка заросла травой а по бокам ее стояли сосны.
8. Подул легкий ветерок и листья закружились в дружном хороводе.
9. В саду хрустнула ветка а в роще снова загукала выпь.
10. Ребята набрали разных листьев и вернулись домой.
В а р и а н т II
1. Ветер подхватывает легкие липкие паутинки и паучки летят по воздуху.
2. Вспыхнут на елке яркие лампочки а на верхушке засияет красная звезда.
3. Я дошел до аллеи парка и сел под большим дубом.
4. Рыбакам пришлось поспешить домой но рыбалка оказалась очень удачной.
5. Из-под камней выбегают сонные ящерицы они мигают сонными глазками.
6. Ветер не шумит кроной и птицы не щебечут.
7. Сад был густой и ветвистый но листья уже опали.
8. Солнце скрылось и ночные тени быстро надвигались со стороны леса.
9. Мы едва тащились шагом потому что мокрый снег прилипал к колесам и даже тормозил их.
10. Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе но поля еще блестели росой.
В з а и м о п р о в е р к а в парах.
– Под каким номером записано предложение-ловушка? Докажите.
IV. Итог урока.
– Что вам необходимо повторить и отработать?
Домашнее задание: упражнение 13, с. 141.