Урок 15. Развитие речи. Текст
Цели: закрепить понятие учеников о тексте, его особенностях; развивать навыки анализа текста.
Методические приемы: выразительное чтение, анализ текста.
Ход урока
I . Проверка домашнего задания
1. Беседа по вопросам с. 20.
Комментарий. Грамматическая связь между предложениями текста бывает цепной и параллельной.
Текст делится на микротемы – абзацы, которые могут состоять как из одного, так и из нескольких предложений.
Дополнительные вопросы и задания:
Перечислите все единицы речи от меньшей к большей. (Фоне ма (звук), морфема (часть слова), слово (или фразеологизм), словосочетание, предложение, текст.)
Как связаны предложения в тексте? (По смыслу и грамма тически.)
Какие средства связи между предложениями вы знаете? (Лек сические средства: синонимы, антонимы, повторения слов. Грамматические средства: союзы, местоимения, одноко ренные слова, соотношение видовременных форм глаголов. Синтаксические средства: порядок слов, цель высказывания (вопросительные, побудительные предложения), виды син таксических конструкций (простые, сложные предложе ния); прямая речь.)
Может ли текст состоять из одного предложения? А из одного слова? (Может. Например, объявления: в автобусе: «Выхода нет», на калитке: «Осторожно, во дворе злая собака»; на дверях магазина: «Закрыто» и т. д.)
2. Обсуждение заглавия текста диктанта. Варианты: «Весна на озере», «Встреча весны», «Наедине с при родой».
II . Беседа по вопросам
Вопросы для обсуждения:
Какими соображениями вы руководствовались при выборе заголовка?
Какова тема текста? (Встреча весны.)
В чем идея текста? (Восхищение вечно обновляющейся кра сотой природы.)
Объясните своими словами, как вы понимаете термины «тема», «идея»? (Тема – это то, о чем пишет (говорит) ав тор. Идея – то, для чего создан текст; главная мысль, ко торую автор высказывает. Идея может быть прямо сфор мулирована в тексте, а может быть понята читателем (слушателем) по косвенным признакам.)
Определите тип речи текста. (Описание, повествование.)
Каков стиль текста? (Художественный.)
III. Анализ текста
1. Задание по вариантам: составить план текста: 1-й вариант – обычный, 2-й вариант – цитатный.
1. Красивое озеро / «Я живу на берегу красивого озера».
Гуси над озером / «Тянутся на север широкие гусиные стаи».
Щуки просыпаются / «К берегу направляются щуки».
Радость от встречи с весной / «Поднимаюсь… поздравить… с наступившей весной».
2. Задания по группам.
1-я группа:
– Объясните деление текста на абзацы.
Проанализировав план, заметим, что первый абзац является вступлением, экспозицией. Автор обозначает место, описанное в тексте.
Второй абзац, рассказывает о перелетных птицах, возвращаю щихся с юга домой. Это взгляд вверх, «над озером».
В третьем абзаце говорится о том, как просыпаются щуки, как они возвещают о приходе весны. Это взгляд вниз, «в глубь озера».
В четвертом абзаце снова появляется человек. Он поднимается на высокую скалу, откуда видна широкая панорама.
Несколько точек зрения, разные точки обзора создают впечат ление объемности изображения.
2-я группа:
– Как связаны предложения в тексте? Укажите средства связи.
1-й абзац: связь цепная; средства связи – синонимы (на берегу озера – здесь). Во втором (сложном) предложении связь цепная; средства связи – повторы (скалы – со скал).
2-й абзац: 1-е и 2-е предложения: связь цепная; средства свя зи – однокоренные слова (гусиные – гуси). 2-е и 3-е предложения: связь цепная; средства связи – синонимы (гуси – птиц).
3-й абзац: 1-е и 2-е предложения: связь цепная; средство свя зи – местоимение (щуки – они).
Средством связи является и вид глаголов: все, кроме двух последних (поздороваться, поздравить) – несовершенного вида, что создает впечатление продолженности действия.
IV . Выразительное чтение текста
Домашнее задание
Задание по группам:
Упражнение 45.
Упражнение 46.
Упражнение 47.
Примечание: упражнения 45 и 47 содержат больше заданий, поэтому 1-я и 3-я группы по численности учеников должны быть больше.