Урок 132. Разряды частиц. Формообразующие частицы
Цели: дать понятие о разрядах частиц по значению; показать функции формообразующих частиц; закрепить умение отличать частицы от других частей речи.
Методические приемы: беседа по вопросам, объяснения учителя, лингвистический разбор, тренировочные упражнения, выра зительное чтение.
Ход урока
I . Лингвистическая разминка
– Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, выясните роль частицы в предложении. От ветьте на вопрос: «К тексту какого стиля может относиться это предложение?»
Пр…н…мающая сторона (не)была (во)еремя поставлена в из- вес.ность о сокр…щени… сроков пр…быванш иностра(н, нн)ых
туристов.
Комментарий. Частица не придает отрицательное значение предложению официально-делового стиля. Если ее убрать, смысл изменится, а в данной речевой ситуации потеря частицы из доку мента может иметь нежелательные последствия, в том числе поли тические и финансовые.
Принимающая сторона не была вовремя поставлена в извест ность о сокращении сроков пребывания иностранных туристов.
П. Проверка домашнего задания
1. Беседа по вопросам.
Для чего служит частица как часть речи?
Как отличить частицу от других частей речи?
2. Упражнение 359: проверка по цепочке.
В это время двое учеников выполняют на доске фонетический и синтаксический разбор. III . Изучение темы «Формообразующие частицы»
1. Эвристическая беседа.
– У частиц всего два разряда: формообразующие и смысловые.
Понятно, что формообразующие частицы служат для образования форм слов. Какие формообразующие частицы вам знакомы? Для чего они служат? (Частица бы служит для образования условного наклонения глагола, частица пусть
(пускай) — для образования повелительного наклонения гла гола.) – Попробуем определить значения других формообразующих частиц:
1) Ребята, давайте жить дружно.
(Частица давайте (давай) служит для образования повелитель ного наклонения глагола.)
2) В этой ситуации надо действовать более решительно.
(Частица более служит для образования превосходной степени наречия.)
2. Самостоятельное изучение теоретического материала учеб ника- § 63, с. 166.
IV . Выполнение упражнений
1. Упражнение 360: устно: выразительное чтение, беседа по вопросам. Словообразовательный разбор, разбор слова по составу и морфологический разбор выполняем письменно на доске и в тет радях.
Комментарий. Стиль речи -разговорный (диалог). Формообразующая частица бы служит для образования условного наклонения глаголов.
2. Упражнение 361: комментированное письмо; различение
частиц и союзов.
Фонетический и морфологический разбор выполняем письмен но на доске и в тетрадях.
3. Упражнение 362: комментированное письмо; различение час тиц и других частей речи.
Комментарий. Каждая пара предложений начинается с частиц. В первой и второй парах предложений частица совпадает по облику с глаголом давай-ка, пускай; в третьей – с союзом да в значении но.
Домашнее задание
§ 63.
Упражнение 364: рассказ по данному началу.