Урок 132. Разряды частиц. Формообразующие частицы

0
877
схемы

Урок 132. Разряды частиц. Формообразующие частицы

Цели: дать понятие о разрядах частиц по значению; показать функции формообразующих частиц; закрепить умение отличать частицы от других частей речи.

Методические приемы: беседа по вопросам, объяснения учи­теля, лингвистический разбор, тренировочные упражнения, выра­ зительное чтение.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

– Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, выясните роль частицы в предложении. От­ ветьте на вопрос: «К тексту какого стиля может относиться это предложение?»

Пр…н…мающая сторона (не)была (во)еремя поставлена в из- вес.ность о сокр…щени… сроков пр…быванш иностра(н, нн)ых

туристов.

Комментарий. Частица не придает отрицательное значение предложению официально-делового стиля. Если ее убрать, смысл изменится, а в данной речевой ситуации потеря частицы из доку­ мента может иметь нежелательные последствия, в том числе поли­ тические и финансовые.

Принимающая сторона не была вовремя поставлена в извест­ ность о сокращении сроков пребывания иностранных туристов.

П. Проверка домашнего задания

1. Беседа по вопросам.

Для чего служит частица как часть речи?

Как отличить частицу от других частей речи?

2. Упражнение 359: проверка по цепочке.

В это время двое учеников выполняют на доске фонетический и синтаксический разбор. III . Изучение темы «Формообразующие частицы»

1. Эвристическая беседа.

– У частиц всего два разряда: формообразующие и смысловые.
Понятно, что формообразующие частицы служат для обра­зования форм слов. Какие формообразующие частицы вам знакомы? Для чего они служат? (Частица бы служит для образования условного наклонения глагола, частица пусть

(пускай) — для образования повелительного наклонения гла­ гола.) – Попробуем определить значения других формообразующих частиц:

1) Ребята, давайте жить дружно.

(Частица давайте (давай) служит для образования повелитель­ ного наклонения глагола.)

2) В этой ситуации надо действовать более решительно.
(Частица более служит для образования превосходной степени наречия.)

2. Самостоятельное изучение теоретического материала учеб­ ника- § 63, с. 166.

IV . Выполнение упражнений

1. Упражнение 360: устно: выразительное чтение, беседа по вопросам. Словообразовательный разбор, разбор слова по составу и морфологический разбор выполняем письменно на доске и в тет­ радях.

Комментарий. Стиль речи -разговорный (диалог). Формообра­зующая частица бы служит для образования условного наклонения глаголов.

2. Упражнение 361: комментированное письмо; различение
частиц и союзов.

Фонетический и морфологический разбор выполняем письмен­ но на доске и в тетрадях.

3. Упражнение 362: комментированное письмо; различение час­ тиц и других частей речи.

Комментарий. Каждая пара предложений начинается с частиц. В первой и второй парах предложений частица совпадает по облику с глаголом давай-ка, пускай; в третьей – с союзом да в значении но.

Домашнее задание

§ 63.

Упражнение 364: рассказ по данному началу.