Цели урока: Раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; рассказать о ее роли в природе и жизни человека.
Оборудование: Коллекция насекомых, гербарии насекомоопыляемых растений, диафильм «Отряд перепончатокрылые», таблица «Пчелиная семья», кинофрагмент «Жизнь пчелиной семьи», плакат о значении пчелы в жизни человека.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний (8 минут)
Проводится работа в группах.
Группа 1
О Дайте характеристику перепончатокрылым насекомым, опираясь на поставленные ниже вопросы.
Назовите представителей перепончатокрылых.
Сколько пар ног у перепончатокрылых?
Сколько пар крыльев у этих насекомых?
Какой ротовой аппарат у медоносной пчелы? Какое он имеет значение?
Какие органы чувств имеются на голове?
Какие этапы в своем развитии проходит муравей? Как называется такое развитие?
Каких насекомых называют жалоносными? Назовите примеры.
Могут ли жалить муравьи? Почему?
В помощь: М. А. Козлов, Н. М. Олигер «Школьный атлас-определитель беспозвоночных».
Группа 2
О Назовите «общественных» перепончатокрылых насекомых. Что значит «общественный» образ жизни? Какие преимущества он дает?
В помощь: М. А. Козлов, «Школьный атлас-определитель насекомых»; М. А. Козлов, Биология: Животные. Учебникдля 7—8 классов ср. школы. § 33; текст урока 11 «Зачем муравью муравейник».
О Составьте рассказ «Перепончатокрылые насекомые и значение их в природе и жизни человека» и расскажите его одноклассникам.
В помощь: М. А. Козлов, «Школьный атлас-определитель насекомых»; М. А. Козлов, Биология: Животные. Учебник для 7-8 классов ср. школы. § 33.
Активизация познавательной деятельности
О Вспомните (можно показать отрывок из мультфильма), как в мультфильме Винни-Пух пытался добыть себе мед. С какими проблемами он столкнулся?
Перед вами та же самая задача. Как вы это сделаете?
Учащиеся предполагают пути решения данной задачи, а учитель подводит их к выводу:
Мед диких пчел можно добыть в дуплах, где гнездятся эти насекомые;
Пчелы активно защищают гнездо и не дают возможности открыто и спокойно этот мед взять;
Жизнь пчел в дупле незаметна, а значит, неизвестна, поэтому управлять деятельностью пчел просто невозможно;
Взять мед можно, только разграбив улей, а значит, опустошив пчелиную семью, толкая ее на гибель.
Отсюда, как сказал великий русский пчеловод Петр Иванович Прокопович, практическая задача пчеловода — создать «учение о пчелах на таких основаниях, чтобы, не умерщвляя их и даже поддерживая их существование разными верными средствами и способами, навсегда сохранить каждое пчелиное семейство. Или, другими словами, когда улей насажен пчелами, то они должны быть в нем беспереводно».
Изучение новой темы
План (готовый) на доске.
Этапы развития пчеловодства.
Состав пчелиной семьи (по учебнику).
Особенности строения рабочей пчелы.
Суточная и сезонная жизнь рабочей пчелы.
Сигнализация и инстинкты пчел.
Значение медоносной пчелы в жизни человека.
Этапы развития пчеловодства.
Пчела с незапамятных времен сделалась домашним животным человека, который предоставлял пчелиной семье подходящее для нее помещение и взамен пользовался доставляемыми ею продуктами — медом и воском.
Древнейшие исторические известия о наших предках-славянах указывают, что мед и воск вместе с мехами были у них главными предметами торговли. В те времена еще не устраивали пасек и человек предоставлял пчелам только дупла лесных деревьев — так называемые «бортни», откуда этот первобытный способ пчеловождения и называется бортничеством.
Медом и воском в старину платили дань, подати и налоги; за похищение пчел старинное «бортное право» карало смертью, и это показывает, какое важное значение в народном хозяйстве того времени имело пчеловодство. Тогда повсеместно мед заменял собою наш теперешний сахар, а воск давал лучший в то время материал для освещения.
Позднее пчеловоды стали предоставлять пчелам специально устроенные ульи в виде выдолбленных дуплянок или колод, и по мере вырубки лесов прежнее бортничество стало вытесняться пасечной системой. По существу, эти старинные ульи мало чем отличались от лесного дупла, и поэтому внутренняя жизнь пчелиной семьи оставалась невидимой для пчеловода. Пчеляк не знал образа жизни того одомашненного животного, с которым он имел
дело; он не мог направлять по своему усмотрению деятельность пчел, а добывая из улья соты с медом, он попросту грабил пчел, производя огромные опустошения в пчелиной семье. В таком первобытном виде пчеловодство не могло удержаться при новых экономических условиях. С развитием техники у меда и воска появились очень серьезные конкуренты, и это обстоятельство заставило искать более правильных приемов пчеловодного хозяйства.
В начале XIX века украинский помещик Петр Иванович Прокопович впервые применил изобретенный им разборный улей, а вскоре и на Западе появились и получили широкое распространение рамочные ульи различного устройства, которые в конце XIX века постепенно вошли в практику и наших отечественных пчеловодов. Разборные рамочные ульи (см. рис. 146, стр. 100) дали возможность следить за работой пчел и полнее использовать продукцию, не причиняя вреда населению улья. Теперь на смену дедовскому пчеловодству с ульями-колодами и неграмотным пчеляком пришло пчеловодство рациональное, с разборными рамочными ульями и с научно обоснованными приемами.
Изучение жизни пчел, ставшее доступным при разборных рамочных ульях, открывает перед наблюдателями ряд чрезвычайно интересных и своеобразных биологических явлений, которых мы не встретим у животных других групп.
Состав пчелиной семьи.
Особенности строения рабочей пчелы.
Учащиеся получают перед уроком лист с таблицей, которая содержит информацию о членах пчелиной семьи, но имеет незаполненные места.