Относиться к другим и к самому себе
с полным уважением.
Восточная мудрость
Цель: формирование представления о необходимости уважения и самоуважения.
Задачи:
– раскрывать понятие «уважение»;
–развивать умение видеть положительные качества в себе и других;
– воспитывать уважительное отношение к людям старшего поколения, родным, близким, друзьям;
Ресурсы : электрический фонарик,.
Круг радости
Учитель объясняет детям, как важны для человека поддержка, похвала, доброе слово. И предлагает урок начать с комплиментов. Дети встают в круг, передавая друг другу мяч, говорят о том хорошем, что они заметили в однокласснике, или о своих добрых чувствах к нему. Первый (ученику) и последний комплимент (всему классу) делает учитель, находящийся тоже в круге.
Беседа «Кого мы уважаем и за что»
Учитель предлагает детям поговорить об уважении, о людях, которых они уважают.
Доска делится на две части. На одной части записываются имена людей, которых уважают дети, а на другой имена тех, чье уважение они хотели бы заслужить .
– Назовите людей, которых вы уважаете, и объясните, почему?
– Назовите людей, чье уважение вы хотели бы заслужить? Почему вы хотите, чтобы они вас уважали?
Рассказ учителя
Учитель знакомит детей с содержанием рассказа Б. Турлиева «Мужской поступок».
Яик выходил из берегов, бурлил, бродил, словно проснулся после долгой спячки. Все мальчишеское население аула Сартогай собралось на высоком холмистом берегу и с интересом наблюдало за расшалившейся рекой.
Все было относительно спокойно, ничто не предвещало беды. Но вдруг…. встревожено закричали грачи, суетливо попрятавшись в заросли чия, песчаный пологий берег зашевелился и начал потихоньку сползать вниз, к воде. Все разбежались, и только трехлетняя Назира, ничего не замечая, сидела и играла песочком.
Кайрат, вспомнив про девочку, вернулся и, оттолкнув подальше от опасного места, крикнул ей:
– Беги скорей домой!
Сам он выбраться не успел и начал сползать вместе с почвой. Тут подоспел лесник Сабыр – ага с длинным арканом. Кайрат ухватился за конец аркана, и сильные руки быстро вытянули мальчика на берег.
Так неожиданно для себя Кайрат стал героем среди мальчишек аула…
А ведь это был действительно настоящий мужской поступок.
Кто из героев рассказа заслуживает уважения? Почему?
Цитата урока
Учитель обращает внимание детей на цитату урока:
«Относиться к другим и к самому себе с полным уважением».
- Как вы поняли эту восточную мудрость?
Игра «Волшебный лучик»
Учитель проводит игру с целью обучения детей видеть положительные качества в других.
– «Волшебный лучик» помогает видеть в людях только положительные качества. Сейчас мы посветим «волшебным» фонариком. На кого упадет лучик, тот выйдет из класса, а мы у лучика узнаем, какие у (Маши, Керима и т.д.) есть качества, достойные уважения.
Учитель предлагает детям назвать качества, достойные уважения, у одноклассника, который вышел за дверь. На лучиках солнышка он записывает называемые детьми качества. После этого ребенок приглашается в класс, и учитель подробно рассказывает ему, что о нем говорили дети, и вручает солнышко. Игру проводят не более трех раз.
Упражнение в тетради «За что я уважаю себя»
1. Прочитайте предложение.
Видеть положительное в людях – человеческое качество достойное уважения.
– Почему так важно увидеть в людях положительные качества?
- Запишите на лучиках звездочки свои качества, которые достойны уважения.
- Раскрасьте свои лучшие качества яркими красками.
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель предлагает детям подумать и закончить предложение о том, как можно проявить свое уважение к родным и близким, друзьям и просто окружающим их людям (словами, делами, поступками).
– « Я могу проявить свое уважение…» (дети по кругу дополняют эту фразу).
Домашнее задание
В течение недели совершить как можно больше поступков и дел достойных уважения.