Цели: продолжить знакомство учащихся со сказкой П. П. Ершова «Конёк-горбунок»; учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках; развивать речь и мышление учеников.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа над произведением.
1. Беседа по прочитанному дома.
– Было ли вам интересно читать сказку?
– Что особенно поразило, привлекло ваше внимание?
– Какие чудеса происходили с Иваном?
– Прочитайте об этом.
– Почему Ивану всегда удавалось выходить сухим из воды?
– Что из произошедшего с Иваном вам кажется самым чудесным?
– О чём бы хотели спросить ваших товарищей?
Учащиеся задают вопросы, составленные ими дома.
2. Работа в тетрадях.
– Выпишите в тетрадь слова, характеризующие Ивана.
– Какие слова можно подобрать для характеристики его братьев, царя?
Запись в тетрадях:
Иван |
Братья |
Царь |
смелый правдивый доверчивый |
ленивые нечестные жадные |
хитрый жадный тщеславный |
Физкультминутка
3. Обобщение знаний учащихся по изученному произведению.
– Как вы думаете, почему каждую часть сказки П. П. Ершов начинает с эпиграфа?
– Как каждый эпиграф передаёт смысл части?
– Какие, на ваш взгляд, отрывки из первой части можно прочитать по ролям?
– Подготовьтесь к чтению по ролям. (Работа в группах.)
Чтение по ролям.
– Кто из исполнителей вам понравился больше всего?
– Чем?
– Чему учит сказка П. П. Ершова « Конёк-горбунок»?
– Как вы думаете, почему это произведение стало бессмертным?
– Чем сказка П. П. Ершова похожа на народную?
III. Итог урока.
Домашнее задание.
– Какое бы задание вам хотелось выполнить дома?
Предложения учеников.
Дети могут высказать различные предложения. учителю следует не только прислушиваться к мнениям, желаниям учащихся, но и направлять мысли учеников.
Варианты заданий:
– выполнить рисунки к наиболее понравившемуся эпизоду сказки;
– выучить отрывок, который больше всего привлёк внимание;
– проинсценировать один из отрывков и т. д.