Урок 12 ИВАН САВВИЧ НИКИТИН. «ПОЛНО, СТЕПЬ МОЯ, СПАТЬ БЕСПРОБУДНО…»

0
615
математика

Цели: начать знакомить учащихся с поэзией И. С. Никитина, показать красоту, образность стихотворений И. С. Никитина; воспитывать любовь к русской природе; работать над развитием красивой, правильной речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

На доску вывешиваются рисунки учащихся, выполненные к стихотворению А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…».

– Посмотрите на это бескрайнее золотое море.

– Что хотите сказать?

– Какие мысли навевает эта работа? О чем заставляет задуматься? (О людях, которые вырастили хлеб, их нелегком труде.)

– Да, труд пахаря нелегок, но как радостно на сердце, когда видишь картину, подобную той, какую изобразил А. Фет в своем стихотворении.

– Перечитаем стихотворение еще раз.

Учащиеся выразительно читают или рассказывают наизусть стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой…».

Начнем урок со стихотворных строк, которые вы наверняка слышали.

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят…

или другие:

Здравствуй, гостья зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям…

– А знаете ли вы, кто автор этих замечательных стихотворений?

– Их написал Иван Саввич Никитин.

III. Работа над произведениями.

– Послушайте стихотворение «Полно, степь моя, спать беспробудно…».

Учитель выразительно читает стихотворение.

– Каким настроением проникнуто стихотворение?

– Что представало вашему взору, когда вы слушали эти строки?

– Какие сравнения использует поэт?

– Как обращается поэт к степи?

– Какие строчки вам особенно понравились? Прочитайте их.

– Попробуем прочитать все стихотворение. С одинаковой ли интонацией надо читать все стихотворение? Как должна меняться интонация?

Упражнение в чтении стихотворения.

Физкультминутка

IV. Итог урока.

– С каким настроением уходите с урока?

– Что особенно понравилось, заинтересовало?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения И. С. Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно…» (с. 66–67, часть 1-я), выучить наизусть 2-ю и 5-ю строфы стихотворения «Полно, степь моя, спать беспробудно…», сделать рисунок к стихотворению.