Цель урока: закреплять у учащихся представления о любви в семье, ее величии и значении в жизни; формировать заботливое отношение к семье, умение выражать чувство благодарности к близким и родным; воспитывать стремление строить свои отношения с родными на любви и уважении, доверии и ответственности.
Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, практическая работа.
Ресурсы: хрестоматия, тетрадь «Моя помощница», мяч, аудиокассета с музыкальным фрагментом.
Круг радости
Учитель предлагает детям провести круг в форме игры под названием «Родственники».
– Мы будем бросать мяч. Тот, к кому он прилетит, должен охарактеризовать родственные отношения в своей семье и придумать эпитет. Например, моя мама добрая; мой папа смелый и решительный, бабушка заботливая и любящая и т.д. Желательно в процессе игры использовать слова на казахском языке: ата, апа, аже, коке и т.д.
Побеседуем
– Древний мыслитель Цицерон оставил на память своим потомкам много мудрых и прекрасных изречений. Одно их них звучит так: «Любовь к родителям – это основа всех человеческих добродетелей». Давайте повторим эту цитату.
– О чем она?
– Кто из вас может сказать, что он любящий сын или любящая дочь?
– Кого вы любите больше всех на свете?
– А кто больше всех любит вас?
– Как вы проявляете любовь к своим родителям?
– Вы правильно рассуждаете. Человек, умеющий любить, будет уважать других, старших по возрасту людей точно так же, как своих родителей. Такой человек никогда не позволит себе опуститься до грубости, хамства и жестокости по отношению к другим. В душе такого человека рождается цветок любви и добра ко всем окружающим его людям.
Работа с хрестоматией
Чтение с остановкой
А. Исаакян. «У солнца»
У ворот богатого дома сидел ма лыш-сирота, одетый в лохмотья. Он протягивал руку к прохожим. Весна еще только-только начи налась, но ближние горы уже за зеленели, и доброе весеннее солн це ласково глядело на все вокруг. Прохожие сновали по тротуару туда и обратно, и никто даже ни разу не посмотрел, не хотел по смотреть на бедного сироту.
Когда солнце стало медленно клониться к вершине зеленой горы, подул холодный ветер, и бедного бездомного мальчонку забила дрожь.
– О красное солнце, доброе солнце, ты одно меня согреваешь, зачем же уходишь, оставляешь меня на этом холоде? Ни матери-то у меня нет, ни дома. Куда мне деваться, к кому пойти? Вернись, возьми меня с собой, доброе солнце!..
Малыш беззвучно плакал, и слезы катились по его изможденному лицу. А люди расходились по домам, и никто не видел и не слышал его. Никто не хотел видеть и слышать…
Солнце скользнуло за гору и больше не показалось.
– Д о брое солнце, я знаю, ты ушло к своей маме. Там , за горою, в аш дом. Я приду, приду к тебе. Скоро, очень скоро приду…
И несчастный малыш, дрожа от холода, хватаясь за стены д омов, все шел и шел, пока, наконец, не вышел из города. Вот он добрался до ближней горы. Подъем был для него очень трудным – все камни и камни. Ноги разбил до крови, и болели они нестерпимо, но мальчик , н е останавливаясь, шел и шел вверх. Опустилась кромешная тьма и укрыла зеленую гору черным покрывалом. Над вершиной мерцали з в ё зды. А ветер, холодный и сильный, все дул, завывая, в ущельях и скалах. Иногда вдруг проносились чернокрылые филины, за мышляя в ночь поймать добычу.
Но малыш уверенно, без страха, шел выше и выше, вдруг он услышал лай собаки. А спустя мгновение ч ей-то голос спросил:
– Кто ты? Куда путь держишь?
– Я мальчик. К солнцу иду. Не скажешь ли, добрый ч еловек, где дом солнца? Далеко или близко?
К мальчику подошел человек со светильником в руках и ласково проговорил:
– Ты, наверно, устал? И проголодался? Пойдем-ка ко мне. Как же родители отпустили тебя одного в такой холод и тьму?
– Расскажите, какое чувство вы испытываете к малышу? Почему?
– Как вы думаете, какие события могли произойти в жизни мальчика после встречи с незнакомым человеком?
Работа в тетради
Задание 1.
– Напишите, пожалуйста, свой вариант развития событий.
Желательно, чтобы учитель предоставил возможность каждому ученику прочитать свой рассказ.
Продолжение чтения.
– Нет у меня родителей. Я сирота.
– Пойдем, сынок, ко мне, – снова сказал добрый человек и, взяв мальчика за руку, повел в дом. А дом его – маленькая хижина. Все домочадцы доброго незнакомца сидели вокруг очага – жена и трое детишек. В огромном дворе при хижине блеяли овцы. Чело век этот был пастухом, пас отару в горах.
– Милые дети, я вам братца привел. Пусть отныне вас будет не трое, а четверо. Там, где кормятся трое, прокормится и четвертый. Любите друг друга. Подой дите, обнимите своего нового брата.
Первой обняла мальчика жена пастуха. Обняла и нежно, как мать, поцеловала. Затем подошли и дети, тоже обняли и поцеловали его, как брата.
А мальчик от счастья плакал.
Но вот все сели за стол, веселые и счастливые. Потом мать постелила постель и всех рядом уложила возле себя. Мальчик за день очень устал и потому тотчас быстро заснул.
Спал и всё улыбался во сне. Ему снилось, что он пришёл, наконец, к солнцу, крепко-крепко обнял солнце и вот теперь спит, обнявшись с ним, согретый и обласканный. От радости мальчик проснулся.
– Как бы вам хотелось закончить рассказ?
Версии детей.
Работа в тетради
Задание 2.
– Нарисуйте, пожалуйста, концовку этого рассказа.
Учащиеся показывают свои рисунки, комментируют их.
Продолжение чтения.
Проснулся и видит: вовсе он не солнце обнимает, а братьев своих и крепко держится за руку матери.
И мальчик вдруг понял, что солнце здесь, в этом доме. И он в объятиях солнца.
– Как вы думаете, какой должна быть семья?
– Подумайте и расскажите, что необходимо сделать, чтобы создать «солнечную» семью?
– Как вы думаете, какая у вас семья?
Размышления детей.
– Я очень рада, что ваши семьи подобны небесному светилу – солнцу. Создать «солнечную» семью совсем не трудно. Самое главное в том, чтобы в семье царили любовь, добро, доверие, покой, уважение, ответственность, сопереживание. Семью надо беречь как зеницу ока. Она несет радость, счастье, жизнь. Необходимо дорожить семьей как самым драгоценным сокровищем мира.
Домашнее задание
– В тетради выполните задание 3. Нарисуйте «солнечный дом».
В хрестоматии прочитайте стихотворение М. Хакимжановой «Сын мой» и «Гирлянды разноцветных шаров» А. Дж.Джексона.
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель протягивает руку к детям, приглашая тем самым ребят встать рядом, взявшись за руки, и говорит :
К одному прибавь один, дружок,
И получишь чудо, да какое –
Одинокий стал не одинок,
Подружились на планете двое.
Вот уже нас – двое, а если каждый следующий из вас присоединится к нам, и мы все возьмемся за руки, то получится круг дружбы, в котором от сердца к сердцу идет тепло, свет, уважение и любовь.
Пока учитель говорит эти слова, дети образуют круг, взявшись за руки. Когда все ребята соберутся вместе в единый круг, учитель говорит:
Ты один прибавил к одному –
Сразу друг хороший встал с тобою,
Двое нас теперь, и потому
Каждый стал сильнее тоже вдвое.