Урок 112 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГЛАГОЛЕ

0
413
школьница

Ц е л ь: активизировать знания детей о глаголе.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Подошел к нему, возвратился с ней, поздравляю его, посмотрел на них, позвонил ей, отвечал им, мелькнула у нее, говорил при них, спросил про него, написал ей, помогал им.

– Подчеркните «ошибкоопасные» места, докажите правописание.

– Определите род, число, падеж местоимений.

II. Актуализация опорных знаний.

– Какой частью речи выражены главные слова в этих словосочетаниях?

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам… (глагол).

– Что вы знаете о глаголе?

– А что хотели бы узнать?

Каждое предположение учащихся учитель записывает на отдельных листах-карточках, которые вкладывает в конверт «Хотим знать». По ходу изучения темы «Глагол» учитель достает из конверта карточки, в которых учащиеся указали морфологические признаки глагола, и на доске «строит» из них порядок его разбора. Таким образом, учащиеся сами выводят алгоритм морфологического разбора глагола.

Р а б о т а над лексикой.

– Какое значение имеют следующие глаголы: удивить, поразить, озадачить, ошеломить?

III. Формирование новых знаний.

1. Р а б о т а с омофонами.

В ы п о л н е н и е упражнения 1 на с. 50 по вопросам к упражнению.

– Найдите омофоны в следующих предложениях.

(Поддувало (сущ.) – отверстие в печи под топкой для усиления тяги.)

2. В ы п о л н е н и е упражнения 4 устно.

3. В ы п о л н е н и е упражнения 5 на с. 51 по заданию учебника, под руководством учителя.

IV. Словарная работа.

– Прочтите новое словарное слово на с. 52.

– Какие «ошибкоопасные» места вы выделили?

– Чтобы лучше запомнить правописание этого слова, составьте ассоциативную пару к этому слову. В этом вам поможет веселое стихотворение.

Беседа с бесом

Бес на званом был обеде.

Журналиста подозвал,

Приготовился к беседе,

Тот блокнот и ручку взял…

Только начал бес беседу –

Тут позвали всех к обеду.

И от злости бедный бес

Убежал беситься в лес.

Так окончилась беседа:

Бес остался без обеда.

В. Агафонов

э тимология слова.

Беседа – образовано из слов без и сида – скамейка. Первоначально беседасидение вне дома, затем разговор во время такого сидения.

– Придумайте предложение с этим словом. Подчеркните глагол двумя чертами.

V. Закрепление.

В ы п о л н е н и е упражнения 6 на с. 52 по заданию учебника.

– Найдите в тексте глаголы. На какой вопрос каждый из них отвечает?

– Каким членом предложения являются глаголы?

VI. Итог урока.

– Можно ли обойтись в речи без глаголов?

Домашнее задание: упражнение 8, с. 54.