Цели урока: познакомить школьников с содержанием и задачами раздела «Человек и его здоровье». Проявить интерес к приобретению знаний о своем организме, роли этих знаний в сохранении и укреплении здоровья и работоспособности; раскрыть двойственную биосоциальную сущность человека. Показать черты, присущие человеку как биологическому виду (Homo sapiens) и принципиальные особенности людей, охарактеризовать предмет и методы наук анатомии, физиологии, гигиены и психологии
Оборудование: модель торса человека, таблицы с изображением внутренних органов человека и животных.
Ход урока
Организационный момент
Знакомство с организацией учебных занятий по курсу «Биология. Человек» и со структурой учебника и правилами работы с ним
Задание.
Прочитайте статью «Как пользоваться учебником».
Ответьте на вопросы: В каком порядке надо выполнять домашнее задание? Что обозначают значки, используемые в параграфах учебника? Обратите внимание, что в конце каждого параграфа приводятся основные термины и понятия, изучаемой темы. Почему в конце учебника даны основные количественные показатели организма человека? («Биология.Человек.9» А.С. Батуев и др.) Где в учебнике расположены лабораторный практикум и указатель терминов? («Биология.Человек.9» А.С. Батуев и др.) Как с помощью указателя терминов найти в учебнике нужный материал?
Изучение новой темы
Учебная лекция с элементами беседы включает следующие вопросы м задания.
Человек – существо биосоциальное.
а) Биологическая сущность человека разумного. Общность с миром животных.
Проявление основных биологических функций организма и клеточное строение.
Схожесть строения организма человека и млекопитающих;
Отличие от млекопитающих: прямохождение, наиболее совершенное развитие головного мозга.
б) Социальная сущность человека разумного.
Способность к трудовой деятельности, к устной и письменной речи, позволяющей наладить связь между членами общества, сознание, мышление.
>& Личность – человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности.
Здоровье человека – общественное достояние, важнейшая жизненная ценность, необходимое условие работоспособности и развития личности.
Анатомия человека, физиология человека и гигиена человека — науки, изучающие строение, жизненные функции организма, условия сохранения и укрепления здоровья человека. Предмет изучения и методы.
По ходу объяснения темы, заполняется таблица
|
Предмет изучения и методы психологии. Влияние социальных условий на поведение людей.
Психология – наука об общих закономерностях психических процессов и индивидуально-личностных свойствах конкретного человека. Методы психологии.
Классификация основных проблем и наук о человеке (на усмотрение учителя).
Для активизации деятельности учащихся учитель задает вопросы.
Что такое человек?
Каковы его сущность, назначение и место в мире живой природы?
Какую бы область жизни мы ни взяли, везде главное действующее лицо – человек.
Какую бы отрасль науки не представили, она, так или иначе, затрагивает человека. Человек удостоен самого пристального внимания. Справедливости ради надо признать, что человечество на протяжении истории своего развития всегда размышляло о своем значении и сути. В народной мудрости, увековеченной в сказках, притчах, пословицах, в трудах великих мыслителей древности и высказываниях современных философов и просто обывателей живет убеждение, что человек – «Венец творения».
«Главным предметом изучения человечества является человек». Гёте.
<£>Человек – это живой организм, как и любой другой в мире природы, осуществляющий обмен веществ с окружающей средой. Один из многочисленных видов {Homo sapiens) живых организмов, обитающих на Земле.
Его особенности, так же как и особенности его соседей по планете, закреплены в наследственности. Типичные черты человека разумного – запрограммированы природой. В генах его организма записан «план», по которому неукоснительно строится человек. Это настолько универсальный закон, что оперируют им, не задумываясь
о .его сути, когда у рожденного младенца ищут – и находят! – глаза матери, губы отца, их деда, фамильный подбородок. Наши представления о самом себе и, следовательно, о человеке ярче всего проявляются в детском рисунке Вспоминайте: «Точка, точка, запятая, минус, рожица кривая; палка, палка, огуречик, ножки – вот и вышел человечек». Для ребенка человек – это только то, что физически действует (функционирует). Глаза, которые смотрят, нос, рот – щелки, которые дышат, ноги и руки – палки, которые двигаются. Знаком человека для ребенка (и не только для него) является не анатомическая конструкция тела, а функции наиболее значимых его частей.
По строению и расположению своих органов человек относится к классу млекопитающих. Общими признаками являются: млечные, сальные и потовые железы, волосяной покров тела, специализированные зубы (резцы, клыки, предкоренные и коренные), четырехкамерное сердце и левая дуга аорты, легочное дыхание, наличие диафрагмы, высокоразвитый головной мозг, внутриутробное развитие зародыша, вскармливание детеныша молоком.
И у человека, и у животных единые звенья тканевого обмена веществ, сходно осуществляется рост и индивидуальное развитие, единый для всего органического мира принцип хранения и реализации генетического кода и др. Максимальное сходство человека обнаруживается с представителями семейства человекообразных обезьян, или антропоидов: гориллой, шимпанзе, орангутангом, гиббоном. Общность внутреннего строения человека и антропоидов дополняется внешним сходством: у них единый план строения верхних и нижних конечностей, отсутствие хвоста, очень
сходные ушные раковины, наличие ногтей на пальцах и др.
Почти невозможно различить зародыши человека, приматов и других позвоночных животных на ранних этапах развития. По данным антрополога А. Кизса, у человека и гориллы 385 общих морфологических признаков, у человека и шимпанзе
369, у человека и орангутанга – 359. Гиббон и низшие обезьяны имеют 113-117 общих с человеком признаков. (Учитель демонстрирует таблицы из серии «Происхождение человека».)
Однако человека выделяют из мира животных принципиальные биологические отличия, такие, как вертикальное положение тела и передвижение на двух ногах (S-образная форма позвоночника, особенное развитием некоторых мышц и связок, связанных с прямохождением, расшиереная форма таза, форма грудной клетки, сводчатая стопа) высокая степень развития рук и способность выполнять различные, тонкие и высокоточные операции (развитием паиллярных узоров на подушечках пальцев кисти), большой объем головного мозга, который в 2,5 раза превышает мозг антропоидов и в 3,5 раза – площадь его поверхности, и, наконец, речь, которая свойственна только человеку (особое строение аппарата голосообразования).