Цель: расширить знания об электромагнитных волнах, познакомить учащихся с ультразвуком, показать практическое применение. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.
Ход урока
I . Организационный момент
II . Повторение
1. Что представляют собой звуковые волны?
2. Что является источником звука?
3. Каковы частота и длина звуковых волн, воспринимаемые человеком?
4. Как называются такие звуковые волны?
III . Изучение нового материала
Некоторые электромагнитные волны ранее не изучались. Но эти волны окружают человека и имеют для него важное значение.
Ультразвуковое излучение
Соберем установку
1. Осветим люминесцентный экран. Экран будет светиться.
2. Поместим между экраном и источником ультрафиолетового излучения стекло.
Стекло не пропускает ультрафиолетовое излучение. Кроме этого, ультрафиолетовое излучение ионизирует воздух, отражается металлами, имеет высокую химическую активность (фотобумага).
Волны, имеющие большую длину, чем красные, принято называть инфракрасными. Они были открыты Генмелем (1738-1822), астрономом и физиком, в 1800 г. при исследовании распределения энергии в спектре с помощью очень чувствительного термометра.
Ультрафиолетовое излучение было обнаружено английским физиком Волластоном (1766-1828) в 1801 г.
В 1901 г. Нобелевский комитет Шведской академии наук избрал Рентгена первым лауреатом Нобелевской премии. Именно с работы Рентгена началась цепь блистательных открытий, которую Резерфорд назвал героическим периодом в истории физики, плоды которого мы сейчас пожинаем.
Ко времени открытия Рентгену было 50 лет. Он вел размеренную жизнь немецкого профессора, отличался строгостью суждений и независимостью взглядов. Он был учеником Рудольфа Клаузиуса, а также известного физика-экспериментатора Августа Адольфа Кундта, школу которого прошли также знаменитые русские физики -Петр Николаевич Лебедев и Борис Борисович Голицын.
К 1895 г. Рентген был автором 50 научных работ, а его экспериментаторский талант был общепризнан.
Во времена Рентгена знаменитая трубка Гейсмера была известна уже более 40 лет, с ней работали самые выдающиеся физики XIX столетия, и все же природа катодных лучей оставалась невыясненной. Рентген также не оставался к ней равнодушен и проводил опыты. Как и сотни исследователей, наблюдал красивое желто-зеленое свечение, которое возникало в месте падения катодных лучей на стенку трубы, отклонение этого пятна под действием магнитного поля и т. д.
Так продолжалось до вечера 8 ноября 1895 г., когда Рентген вдруг заметил свечение полоски бумаги, покрытой флуоресцирующей солью бария, которая лежала в стороне от работающей трубки Крукса. Более того, трубка была в это время закрыта непрозрачным картонным футляром. Рентген не оставил без внимания это случайное наблюдение: он был достаточно зрелым и опытным исследователем, чтобы сразу понять значение своего открытия.
IV . Закрепление изученного материала
– Какие лучи называются ультразвуковыми?
– Перечислите свойства ультразвукового излучения.
– Каковы их свойства?
– Где они применяются в технике и в быту?
– Кем и когда были открыты?
V . Подведение итогов урока
Домашнее задание
§ 35