Цели урока: познакомить учащихся с общими признаками членистоногих, выяснить особенности внешнего строения членистоногих, черты их сходства и различия; обеспечить усвоение знаний об основах их классификации (основные классы типа), чертах приспособленности к среде обитания; продолжать формирование умений наблюдать, распознавать членистоногих в природе, на таблицах, рисунках, в коллекциях, сравнивать их между собой; работать с учебником.
Оборудование: таблицы «Тип Членистоногие. Речной рак», Тип Членистоногие. Паук-крестовик», «Тип Членистоногие. Жук-плавунец», коллекция «Тип Членистоногие», рисунки, фотографии членистоногих.
Ход урока
Организационный момент
Активизация познавательной деятельности
Мир животных на Земле огромен и разнообразен. Многообразие животных проявляется в форме их тела, размерах, характере передвижения, питания, мест обитания и во многом другом. Различия животных по этим признакам лежат в основе деления их на группы. Классификацию животных и количественное соотношение видов разных групп можно увидеть на диаграмме (диафильм «Класс Насекомые», кадр 5).
С представителями каких типов животного царства мы уже знакомы?
Назовите представителей названных типов.
На диаграмме видно, что эти животные в совокупности занимают л ишь небольшую часть всего животного царства. А большую часть среди всех животных имеют членистоногие животные.
Членистоногие — самый богатый видами тип животных. Известно более миллиона видов членистоногих, или более 2/3 всех видов животных.
Как можно объяснить такое явление?
Изучение нового материала
Среди всех групп беспозвоночных животных тип членистоногих выделяется наибольшим разнообразием приспособлений к самым разным условиям обитания, изумительным богатством форм и огромным числом видов. Они живут во всех морях и океанах — и в толще воды, и на дне, и в грунте на разных глубинах; обитают и во всевозможных пресных водоемах — не только в реках и озерах, но и в мелких пересыхающих лужах, в подземных водах и пещерах, в скоплениях воды в дуплах деревьев. Некоторые виды приспособились к жизни в очень соленых водоемах, другие — в горячих источниках.
Большая армия представителей этого типа приспособилась и к жизни вне воды — на суше, где членистоногие особенно многообразны.
Многие членистоногие — паразиты, постоянные или временные, наружные или внутренние. Иногда они столько изменяются под влиянием паразитического образа жизни, что даже перестают быть похожими на членистоногих.
О Рассмотрите представителей типа Членистоногие на рис. 89 «Многообразие членистоногих», стр. 69 и ответьте на вопрос: Где в природе можно
встретить изображенных на рисунках членистоногих? (2—3 предложения о каждом представителе)
Способы питания членистоногих также весьма разнообразны. Одни фильтруют воду, потребляя мелкие планктонные организмы и мелкие взвешенные частицы разлагающихся остатков организмов; другие роются в почве и грунте, пропуская через кишечник большое количество минеральных частиц, чтобы усвоить рассеянные между ними органические вещества; есть членистоногие, которые питаются такими трудноперевариваемыми веществами, как рог и воск; есть существующие за счет клетчатки. Огромное число представителей разных классов членистоногих — хищники и паразиты; один из основных источников пищи, особенно насекомых, — ткани живых высших растений.
Членистоногих можно встретить во всех климатических зонах. Огромно их количество и велико многообразие в тропиках, но есть они и в высоких широтах Арктики и на побережье Антарктиды. Членистоногих можно встретить и в самых сухих пустынях. Это тип животных, который по полноте овладения поверхностью земного шара не имеет равных.
Какой вывод можно сделать из вышесказанного?
Какие особенности организации и жизнедеятельности позволили этим животным так широко расселиться на Земле и приспособиться к условиям существования?
О Используя материал § 22, познакомьтесь с особенностями внешнего строения членистоногих и выявите у них прогрессивные черты развития. Подумайте, какие причины повлияли на их возникновение. Рассмотрите в коллекции представителей членистоногих и рассмотрите их органы, которые названы в тексте в § 22.
После работы с материалом учебника учащимся предлагается выполнить задание на закрепление (желательно, чтобы задание выполнялось без учебника, но при необходимости можно вновь воспользоваться им).
О Дополните план рассказа об общей характеристике типа членистоногих, записав необходимую информацию в предлагаемую схему.
Тип насчитывает
Он включает следующие классы:…
Представители типа занимают такие среды обитания, как…
У всех животных данного типа … симметрия тела;
Тело разделено на
Покровы…
Свойства покровов…
Функции покровов…
Способ смены покрова…
Число ходильных ног у речного рака…, у паука-крестовика…, у майского жука…
Органы чувств: зрение…, обоняние…, осязание….
Признаки, обеспечившие приспособленность к разным средам обитания:….
ОтветыЛ. …более 1 миллиона видов; 3. …наземная, водная, почвенная, наземно-воздушная,внутренняя среда организмов; 4. …двусторонняя симметрия; 5. …на головогрудь и брюшко (рак, паук) или на голову, грудь и брюшко (жук); 6. …хитиновый покров; 7. …прочный, водонепроницаемый, плохо растяжимый, эластичный;
…наружный скелет, защита от механических и химических воздействий, защита от потерь воды; 9. …линька; 10. 5,4,3. 11. Зрение — глаза, обоняние и осязание — усики; 12…. хитиновый покров, членистые конечности и развитые органы чувств. Классификация членистоногих (схема на доске).
Тип |
Членистоногие |
||
Подтип |
Жабродышащие |
Хелицеровые |
Трахейные |
Класс |
Ракообразные |
Паукообразные |
Насекомые |
Представители |
Речной рак Японский краб |
Паук-крестовик |
Аполлон Майский жук |