Тип Членистоногие Урок 1. Внешнее строение членистоногих

0
400

Цели урока: познакомить учащихся с общими признаками членистоногих, выяснить особенности внешнего строения членистоногих, черты их сходства и различия; обеспечить усвоение знаний об основах их классификации (ос­новные классы типа), чертах приспособленности к среде обитания; продол­жать формирование умений наблюдать, распознавать членистоногих в природе, на таблицах, рисунках, в коллекциях, сравнивать их между собой; работать с учебником.

Оборудование: таблицы «Тип Членистоногие. Речной рак», Тип Членисто­ногие. Паук-крестовик», «Тип Членистоногие. Жук-плавунец», коллекция «Тип Членистоногие», рисунки, фотографии членистоногих.

Ход урока

Организационный момент

Активизация познавательной деятельности

Мир животных на Земле огромен и разнообразен. Многообразие живот­ных проявляется в форме их тела, размерах, характере передвижения, пита­ния, мест обитания и во многом другом. Различия животных по этим признакам лежат в основе деления их на группы. Классификацию животных и количественное соотношение видов разных групп можно увидеть на диаграм­ме (диафильм «Класс Насекомые», кадр 5).

С представителями каких типов животного царства мы уже знакомы?

Назовите представителей названных типов.

На диаграмме видно, что эти животные в совокупности занимают л ишь не­большую часть всего животного царства. А большую часть среди всех живот­ных имеют членистоногие животные.

Членистоногие — самый богатый видами тип животных. Известно более миллиона видов членистоногих, или более 2/3 всех видов животных.

Как можно объяснить такое явление?

Изучение нового материала

Среди всех групп беспозвоночных животных тип членистоногих выделя­ется наибольшим разнообразием приспособлений к самым разным услови­ям обитания, изумительным богатством форм и огромным числом видов. Они живут во всех морях и океанах — и в толще воды, и на дне, и в грунте на разных глубинах; обитают и во всевозможных пресных водоемах — не толь­ко в реках и озерах, но и в мелких пересыхающих лужах, в подземных водах и пещерах, в скоплениях воды в дуплах деревьев. Некоторые виды приспосо­бились к жизни в очень соленых водоемах, другие — в горячих источниках.

Большая армия представителей этого типа приспособилась и к жизни вне воды — на суше, где членистоногие особенно многообразны.

Многие членистоногие — паразиты, постоянные или временные, наруж­ные или внутренние. Иногда они столько изменяются под влиянием парази­тического образа жизни, что даже перестают быть похожими на членистоногих.

О Рассмотрите представителей типа Членистоногие на рис. 89 «Многооб­разие членистоногих», стр. 69 и ответьте на вопрос: Где в природе можно


встретить изображенных на рисунках членистоногих? (2—3 предложе­ния о каждом представителе)

Способы питания членистоногих также весьма разнообразны. Одни фильтруют воду, потребляя мелкие планктонные организмы и мелкие взве­шенные частицы разлагающихся остатков организмов; другие роются в поч­ве и грунте, пропуская через кишечник большое количество минеральных частиц, чтобы усвоить рассеянные между ними органические вещества; есть членистоногие, которые питаются такими трудноперевариваемыми вещест­вами, как рог и воск; есть существующие за счет клетчатки. Огромное число представителей разных классов членистоногих — хищники и паразиты; один из основных источников пищи, особенно насекомых, — ткани живых высших растений.

Членистоногих можно встретить во всех климатических зонах. Огромно их количество и велико многообразие в тропиках, но есть они и в высоких широ­тах Арктики и на побережье Антарктиды. Членистоногих можно встретить и в самых сухих пустынях. Это тип животных, который по полноте овладения поверхностью земного шара не имеет равных.

Какой вывод можно сделать из вышесказанного?

Какие особенности организации и жизнедеятельности позволили этим животным так широко расселиться на Земле и приспособиться к усло­виям существования?

О Используя материал § 22, познакомьтесь с особенностями внешнего строения членистоногих и выявите у них прогрессивные черты разви­тия. Подумайте, какие причины повлияли на их возникновение. Рас­смотрите в коллекции представителей членистоногих и рассмотрите их органы, которые названы в тексте в § 22.

После работы с материалом учебника учащимся предлагается выполнить задание на закрепление (желательно, чтобы задание выполнялось без учебни­ка, но при необходимости можно вновь воспользоваться им).

О Дополните план рассказа об общей характеристике типа членистоно­гих, записав необходимую информацию в предлагаемую схему.

Тип насчитывает

Он включает следующие классы:…

Представители типа занимают такие среды обитания, как…

У всех животных данного типа … симметрия тела;

Тело разделено на

Покровы…

Свойства покровов…

Функции покровов…

Способ смены покрова…

Число ходильных ног у речного рака…, у паука-крестовика…, у майско­го жука…

Органы чувств: зрение…, обоняние…, осязание….

Признаки, обеспечившие приспособленность к разным средам обита­ния:….

ОтветыЛ. …более 1 миллиона видов; 3. …наземная, водная, почвенная, назем­но-воздушная,внутренняя среда организмов; 4. …двусторонняя симметрия; 5. …на головогрудь и брюшко (рак, паук) или на голову, грудь и брюшко (жук); 6. …хитино­вый покров; 7. …прочный, водонепроницаемый, плохо растяжимый, эластичный;

…наружный скелет, защита от механических и химических воздействий, защита от потерь воды; 9. …линька; 10. 5,4,3. 11. Зрение — глаза, обоняние и осязание — усики; 12…. хитиновый покров, членистые конечности и развитые органы чувств. Классификация членистоногих (схема на доске).

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Тип

Членистоногие

Подтип

Жабродышащие

Хелицеровые

Трахейные

Класс

Ракообразные

Паукообразные

Насекомые

Представители

Речной рак Японский краб

Паук-крестовик

Аполлон Майский жук