Тип Кольчатые черви Урок 19. Внешнее строение и образ жизни кольчатых червей

0
771
числа

Цели урока: Рассмотреть особенности внешнего строения кольчатых чер­вей на примере дождевого червя — представителя малощетинковых червей и нереиды — многощетинкового обитателя морского дна; продолжать форми­рование умений вести наблюдения за животными, сравнивать их между собой для составления общей характеристики типа кольчатых червей; умения рабо­тать с инструктивными карточками, с учебником (пользоваться его рисунка­ми в качестве источника знаний).

Оборудование: таблица «Тип Кольчатые черви. Дождевой червь»; живые дождевые черви, пинцеты, лупы, кусочки репчатого лука, листы плотной бу­маги; блюдечки, чашки Петри или куски стекла; инструктивные карты.

Ход урока

Организационный момент

Проверка усвоения материала темы «Круглые черви»

Карточки-задания для индивидуальной работы.

Чем различаются острица и аскарида?

Какие профилактические меры необходимы для предупреждения аскаридоза и эн­теробиоза ?

Какой вред наносит больному аскарида человеческая? Какие экологические усло- вия необходимы для осуществления жизненного цикла аскариды человеческой?

С помощью цифр, данных в списке, укажите признаки, характерные для той или иной группы червей (А и Б): А. Плоские черви. Б. Круглые черви.

Паразитический образ жизни. 6. Имеются присоски.

Свободноживущие формы. 7. Имеется кожно-мускульный мешок.

Двусторонняя симметрия. 8. Полость тела заполнена жидкостью.

Тело состоит из члеников. 9. Гермафродиты.

Тело не имеет члеников. 10. Раздельнополые.

С помощью цифр, данных в списке, определите признаки, характерные для видов червей (А и Б). А. Бычий цепень. Б. Человеческая аскарида.

Тело сплющено в спинно- 5. Промежуточный хозяин — крупный

брюшном направлении. рогатый скот.

Тело членистое и плоское. 6. Промежуточного хозяина нет.

Тело удлиненное, в поперечном 7. Имеются присоски с крючочками,

сечении имеет округлую форму. 8. Имеются ротовое и анальное отверстия.

Живет в кишечнике человека. 9. Имеется только ротовое отверстие.

Решение творческой задачи (класс работает в четверках, все группы мо­гут одновременно, независимо друг от друга штурмовать одну задачу, можно устроить «конкурс идей» или группы работают над разными задачами).

Существует паразит, который обитает в мозговой ткани овец. У него сложный жизненный цикл, и одна его стадия, именно половая, должна проходить в пищеварительном тракте волка. Но где гарантия, что волк съест именно эту овцу — ведь пастухи зорко следят за стадом, собаки охраняют его, да и сама овца не желает быть съеденной. Как же паразит обеспечивает себе попадание «по месту назначения»?

Подсказка 1 (на отдельных листочках дает учитель после предварительного обдумы­вания и обсуждения). В ходе эволюции закрепилось, что паразит использует ресурс поведения волков — волки едят овец.

Подсказка 2. Овца сама приходит к волку.

Ответ: Поскольку паразит живет в мозге, он в состоянии влиять на поведение овцы. Зараженные овцы теряют способность двигаться по прямой. Они идут только по дуге, вскоре отбиваются от стада и попадают волку на обед, а паразит — по месту назначения. Эта болезнь овец называется «овечья вертячка».

Есть паразит, который обитает в теле муравьев. Промежуточным его хо­зяином является корова. Каким образом паразит обеспечивает попадание «своего» муравья-хозяина в пищеварительную систему коровы?

Подсказка 1. Корова сама съедает муравья.

Подсказка 2. Ресурсы поведения: корова ест траву; муравьи ползают по траве. Ответ: паразит изменяет поведение муравья следующим образом: .муравей стремит­ся заползти на самый верх травинки. Корова захватывает его языком вместе с Зеле­нью. Вместе с муравьем в пищеварительный тракт коровы попадает и паразит.

Дайте общую характеристику типа Круглые черви. Назовите черты ус­ложнения круглых червей по сравнению с плоскими червями. (1 ученик рассказывает перед классом).

Изучение нового материала

На теме «Круглые черви» наше знакомство с червями не заканчивается. Мы познакомились лишь с одной из двух условно выделенных групп. Предс­тавители плоских и круглых червей относятся к группе низших червей, а к высшим — относятся кольчатые черви, или кольчецы.

Итак, тип Кольчатые черви. В чем заключается их более высокая организа­ция по сравнению с плоскими и круглыми червями?

/

О Выясните по рис. 79, чем кольчатые черви отличаются от плоских и круглых червей. Каких изображенных на рисунках 79, 80, 81 кольчатых червей вы видели в природе? Где живут эти черви?

Хорошо известным всем представителем кольчатых червей является дож­девой червь. Он обладает яркими отличительными признаками: тело его очень сильно вытянуто; состоит из большого числа похожих друг на друга сег­ментов, образованных кольцевидными перетяжками. Сегменты еще иначе называют кольцами, отсюда и название кольчатые или кольчецы. Дождевой червь — обычный обитатель почвы. Чем богаче почва органическими остатка­ми, тем больше в ней червей. Особенно много червей на поверхности земли бывает после дождя, т.к. вода заливает воздухоносные поры в земле и т.д.

Анализируя рисунки 80 и 81, можно прийти к следующим выводам: по по­ложению мягкого тела трубочника, возможно, что это донный житель, кото­рый приспособлен к роющему образу жизни, а судя по красивым формам и яркой окраске серпулы и афродиты — это морские обитатели.

Познакомимся очень кратко с трубочником, серпулой и афродитой.

Заслушивание сообщений.

К этому типу относятся также нереида, пескожил, томоптерис (изображе­ния их показаны на таблице «Дождевой червь»). Нереида — бродячее донное морское животное. В природе обитает несколько видов нереид. Эти черви ак­тивно передвигаются по дну, схватывая пищу открытыми челюстями. Песко­жил живет в песочном грунте, где роет норки. Питается различными мелкими организмами и полуразложившимися тканями растений и животных, посто­янно пропуская через кишечник песчаный грунт, содержащий питательные органические остатки. При опасности быстро уходит в глубину норки. У то- моптериса, живущего в толще воды, очень сильно увеличены боковые вырос­ты члеников тела, а щетинки превращены в широкие гребные лопасти. Тело томоптериса очень прозрачно, что делает его менее заметным для врагов.

Известно около 8 тысяч видов кольчатых червей, обитающих в определен­ных средах.

В каких средах обитают кольчецы? Какой образ жизни они ведут?

В настоящее время всех кольчатых червей делят на несколько классов, сре­ди которых широко распространены и известны три (см. схему «Классифика­ция кольчатых червей»).

Тип

Кольчатые черви (около 8000 видов)

Класс

Малощетинковые или олигохеты

(3100 видов) Почвенные и пресно­водные жители

Многощетинковые или полихеты

(5300 видов) Морские обитатели

Пиявки

(300 видов) Пресноводные свободноживущие или паразиты

Представители

дождевой червь, трубочник

нереида, афродита, пескожил, серпула

пиявки

По сравнению с плоскими и круглыми червями кольчецы стоят на более высокой ступени организации и имеют большое значение для понимания эволюции высших беспозвоночных животных: моллюсков и членистоногих. Чтобы дать общую характеристику червей этого типа, необходимо познако­миться с особенностями их внешнего, внутреннего строения и процессов жизнедеятельности.

На примере дождевого червя рассмотрим строение малощетинковых чер­вей. Попробуем добыть необходимые знания самостоятельно. А для этого вы­полним лабораторную работу «Внешнее строение дождевого червя, наблюдения за его передвижением и реакциями на раздражения», используем

живых дождевых червей. (Работа выполняется по инструктивной карточке, которую школьники получают вместе с животными и оборудованием).

Лабораторная работа №2 Внешнее строение дождевого червя, наблюдения за его передвижением и реакциями на раздражение

Инструктивная карточка

Рассмотрите живого дождевого червя, определите форму его тела, окра­ску, размеры (длину и толщину). Обратите внимание на его кольчатое (членистое) строение тела.

По движению червя определите передний и задний концы тела, их тол­щину и окраску.

На переднем {более заостренном конце тела) найдите ротовое отвер­стие и утолщение — поясок. Подсчитайте, из скольких члеников он сос­тоит.

На заднем (более тупом) конце тела найдите отверстие, через которое выбрасываются непереработанные остатки пищи, — это анальное отвер­стие.

Поверните червя брюшной стороной вверх. Определите, чем брюшная сторона червя отличается от спинной. Найдите с помощью лупы щетин­ки, которыми он упирается в частицы почвы при передвижении.

Пустите червя ползать по бумаге. Присмотритесь, как он передвигается. Прислушайтесь, как шуршит червь щетинками о бумагу. Смочите стекло водой и пустите червя на него. Посмотрите, как червь передвигается по мокрому стеклу.

Проведите пальцем вдоль брюшной стороны от переднего к заднему концу тела. Что ощущаете? А теперь — от заднего к переднему и срав­ните степень сопротивляемости этим движениям. Сделайте вывод.

Обратите внимание на кожу червя. Определите, какая она — сухая или влажная? Подумайте, какое значение имеет такая кожа для жизни в почве.

Выясните, как дождевой червь реагирует на действия различных раздра­жителей: прикоснитесь палочкой или пинцетом к различным участкам тела дождевого червя, поднесите к переднему концу тела кусочек лука, не дотрагиваясь до червя. Как реагирует червь на эти воздействия? Ка­кие выводы можно сделать из проведенных наблюдений.

Опишите результаты наблюдений. Зарисуйте дождевого червя в тетради и сделайте надписи к рисунку. Ответьте на вопрос: каковы приспособле­ния дождевого червя к условиям жизни в почве?

Результаты самостоятельной работы учащихся обсуждаются и формулиру­ются выводы. Рисунки, подписи к ним и выводы можно оформить дома.

Черты приспособленности червя к обитанию в почве:

es 1. На каждом сегменте присутствует 4 пары щетинок, направленных назад, что позволяет червю цепляться всем телом за неровности почвы и вместе с тем легко продвигаться вперед.

jss 2. Тело влажное, покрытое слизью, что защищает тело от грубых частиц почвы и облегчает передвижение.

jss 3. Органы чувств, расположенные на теле червя, помогают ориентиро­ваться в земле, в окружающей среде.

О Используя рис. 82, сравним многощетинковых червей (нереида) с мало- щетинковыми (дождевой червь).

Таким образом, у многощетинковых червей впервые среди беспозвоноч­ных животных наблюдается образование головного отдела (цефализация) и развитие на нем различных органов чувств. Также у них впервые возникают параподии (подвижные выросты стенки тела, усаженные щетинками) или примитивные конечности. Их рассматривают как зачаток более совершенной конечности. По видимому, из этих примитивных конечностей путем услож-

нения в процессе эволюции развились членистые конечности членистоногих, («параподии» означает «похожие на ноги»).

Закрепление

Какие выводы можно сделать из следующих фактов:

а) дождевые черви избегают сухой почвы и всегда держатся во влажной;

б) на поверхности почвы дождевые черви выползают из норок ночью либо днем после дождя?

На дождевого червя направили лупой солнечного «зайчика». Червь ухо­дит от яркого света в темноту. К переднему концу тела поднесли смо­ченную в уксусе палочку. Червь отворачивается от палочки. Чем обусловлены реакции дождевого червя? Каково их биологическое зна­чение?

Домашнее задание

§ 19, вопрос после §, термины; дооформить результаты лабораторной рабо­ты в тетради.