УТВЕРЖДАЮ
Директор школы: ______________
«__» _____________ 200_ г.
План – конспект
проведения урока по начальной военной подготовке по разделу
Военная топография с учащимися 10 класса.
Тема: Понятие об ориентировании. Определение своего местонахождения
относительно сторон горизонта, небесных светил и местных предметов.
Доклад о своём местонахождении.
Учебная цель: Дать учащимся понятия об ориентирах, научить определять стороны горизонта. Научить определять своё местонахождение относительно сторон горизонта.
Воспитательная цель: Воспитать у учащихся аккуратность, дисциплинированность в выполнении порученных заданий.
Время. ______
Метод. Рассказ.
Место проведения занятий. Кабинет НВП.
Руководство и пособия. Учебник по НВП.
Учебные вопросы.
1. Понятие об ориентировании.
2. Определение своего местонахождения относительно сторон горизонта,
небесных светил и местных предметов.
3. Доклад о своём местонахождении.
Ход занятия
Вводная часть 15 мин.
А) Построение взвода и проверка внешнего вида 5 мин.
Б) Проверка домашнего задания 10 мин.
Основная часть 30 мин.
Вступление 5 мин.
Военная топография рассматривает способы изучения местности, ориентирование на местности. Военная топография – это военная дисциплина, дающая знания на местности при организации и ведения боя. Вопросы, изучаемые военной топографией, имеют непосредственное отношение к практической деятельности личного состава при выполнении боевой задачи. Изучение военной топографии способствует развитию личного состава наблюдательности, точности, умение анализировать результаты наблюдения и делать выводы о влиянии местности на выполнения боевой задачи. Умение ориентироваться на местности и передвигаться по заданному направлению необходимо всем солдатам при выполнении боевых задач.
Изложение основного материала 20 мин.
1. Ориентирование на местности это определение своего местоположения относительно сторон горизонта и ориентиров, найти нужное направление и выдержать его в пути. В боевой обстановки включает также определения своего местоположения относительно своих войск и войск противника. Ориентироваться можно с помощью карты и без неё. При ориентировании без карты необходимо определить стороны горизонта.
Ориентирами называются хорошо заметные местные предметы и элементы рельефа, относительно которых определяют местоположение, направление движения и указывают целей и объектов. Ориентир должен резко отличатся от других элементов местности, формой, окраской, чтобы он бросался в глаза при первом взгляде на местность.
2. Способы определение сторон горизонта. Стороны горизонта можно определить при помощи компаса, солнца, по солнцу и часам, по полярной звезде, по местным признакам и т.д. в ВС РК широко используется компас Адрианова. При определении сторон горизонта следует отпустить тормоз, установить компас горизонтально и поворачивая его так, чтобы северный конец магнитной стрелки оказался против нулевого деления шкалы. В этом положении компаса буквы В, Ю, З указывают направление на восток, юг и запад, а нулевое деление шкалы – направление на север.
3. При докладе о своём местонахождении относительно сторон горизонта и ориентиров необходимо назвать местный предмет, и расстояние до местных предметов (ориентиров).
Например «Нахожусь на северной опушке леса: севернее 600 заводская труба, западнее 200 хутор, южнее 300 река, восточнее 500 дорога.
Заключительная часть 5 мин.
1. Напомнить тему, цели урока и как они достигнуты.
2. Выделить лучшие ответы и недостатки по контрольному опросу
3. Объявить раздел и тему следующего занятия.
4. Задание на дом.
1. Понятие об ориентировании.
2. Определение своего местонахождения относительно сторон
горизонта, небесных светил и местных предметов.
3. Доклад о своём местонахождении.
Преподаватель-организатор НВП: _________________________________