Тема: Дательный падеж имени существительного

0
751

Цель:

познакомиться с особенностями имен существительных в дательном падеже, вопросами и предлогами дательного падежа;

развивать умение определять падежи существительного по вопросам и предлогам;

  • развивать мышление, учить делать выводы, анализировать.

  • воспитывать интерес к предмету, аккуратность.

Ход урока

Оргэтап

Отчет дежурного

Я (Ф.И. учащегося ) дежурная по классу. Мне …. лет, я учусь в 5 «Б» классе. Сегодня на уроке присутствуют все, отсутствующих нет.

Сегодня января, день недели – . Погода сегодня_____________.

Этап проверки домашнего задания

Примечание. Учебник Жанпеисова У.А.Кожакеева Ш.Т. Русская речь: учебник для 5 класса общеобразовательных школ с казахским языком обучения. 3-е издание, доработанное. – Алматы: Атамура, 2010. – 256

Упражнение № 247

3. Этап проверки знаний

Заполните карточки

Падеж

Вопрос

Кто? Что?

Кого? Чего?

Кому? Чему?

Кого? Что?

Кем? Чем?

О ком? О чем?

4. Этап подготовки к активному усвоению знаний

А какой будет тема нашего сегодняшнего урока вы узнаете, разгадав кроссворд.

. медведь

капуста

петух

. одежда

лиса

пальто

. пенал

дежурный

русский

1. Кого играл Аманжол в сказке «Теремок»?

2. Сто одежек и все без застежек

3. Кто так заливисто поет, о том, что солнышко встает?

4. Переведите на русский язык слово «киім»

5. Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый – краса! А зовут ее –

6. Осенняя верхняя одежда

7. Домик для карандашей и ручек

8. Как называется класс, который отвечает за порядок в столовой?

9. Какой язык мы изучаем сейчас?

– Если вы правильно справились с заданием, то у нас получится слово, которое поможет нам определить тему урока. (дательный) Какова тема нашего урока?

– Проверим свои предположения, прочитав тему урока в учебнике на стр. 115.

5. Этап объяснения новой темы

Объяснение учителя.
Имена существительные в дательном падеже часто указывают на лицо, для которого совершается действие, точнее на лицо, которому что – то дают. Это основное значение дательного падежа, поэтому он так и называется.
Чтобы узнать дательный падеж, надо поставить к существительному слово ДАЮ (на то он и дательный).
Например: ДАЮ (кому?) другу
ДАЮ (кому?) воробью
Предлоги употребляемые с дательным падежом К и ПО.

Д.п. (дать кому?

Чему?)

И.п. (есть кто?что?)

Столу

Стол_

Торту

Торт_

Свистку

Свисток_

Брату

Брат

Другу

Друг

Слону

Слон

Коню

Конь

Д.п

И.п.

Сестре

Сестра

волне

Волна

Так какие же окончания у существительных в дательном падеже?

И вот такое стихотворение о дательном падеже я вам прочитаю

Дательный падеж
Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!

А еще как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику, сестричке, псу.

А еще КОМУ? ЧЕМУ?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону!

К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки развезу я
И тогда домой вернусь!

Физкультминутка

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.

К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно:
Вместе раз – это брасс.
Одной, другой – это кроль.
вышли на берег крутой
И отправились домой.

Мы туристы, мы в пути.
Веселей шагайте ноги,
Легче выдох, глубже вдох
Путь неблизок, недалёк.
Впереди течёт ручей
Перепрыгнем поскорей.
6. Этап закрепления новой темы

Поставьте существительные в дательный падеж:

Дать кому? – мама, брат, сестра, папа, бабушка, друг, учитель, подруга, кошка, собака

Ходить по чему? – снег, земля, лужа, грязь, сугроб, пол, ковер, сцена

Составьте три предложения.

Чтение текста «Зимний лес» – учительское. Потом ученическое.

Выпишите предложения с выделенными слова, выделите окончание, определите падеж

Поставьте следующие слова в три падежа: именительный, родительный, дательный:

День, лес, сугроб, береза, снег, шишка

Упражнение № 261 самостоятельно

7. Этап рефлексии

8. Этап оценивания

9. Этап информированности о домашнем задании – параграф 30, упражнение 262