Тема: (Смысловая и композиционная стройность текста.) Обособленные дополнения.

0
787
литература

Цели: повторить знания о дополнении как члене предложения; познакомить учащихся с обособленными дополнениями; воспитание языкового чутья.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: таблицы, карточки, тесты.

Ход урока.

I. Пунктуационная разминка.

Задание: записать предложения, объяснить постановку знаков препинания:

1. Мечик не оглядывался и не слышал погони, но он знал, что гонятся за ним, и, когда один за другим прозвучали три выстрела и грянул залп, ему показалось, что это стреляют в него, и он припустил еще быстрее.

2. И он стал рассказывать. Почему не вышло; кругом все уже было заминировано, и, для того чтобы прорваться в Сальково, оставалась только узкая полоса, тянувшаяся на несколько десятков метров с двух сторон железной дороги.

3. Теперь я лихорадочно ожидал нового свидания с Буниным, но как раз в это время началась война, он уехал, и лишь спустя четыре года я увидел его вновь» столкнувшись с ним на тех неудобных ступеньках винтовой лестницы, которые вели немного вниз, в контору «Одесского листка», где я, помнится, получал гонорар за напечатанные стихи.

II. Проверка домашнего задания.

1. Взаимоопрос по теме «Обособленные обстоятельства» – работа в парах.

2. Проверка домашнего упражнения.

3. Работа по карточкам -тестам.

III. Работа по теме урока.

1. Анализ предложений.

– Запишите предложение, подчеркните все дополнения и обозначьте, какими частями речи они выражены.

В этом доме топили печи, давали каждому по пяти поленьев, оставляли опоздавшим худшие, позволяли им греться горячим

чаем.

2. Беседа с классом.

— Что обозначает дополнение?

— К чему относится?

— Какими частями речи выражается дополнение?

3. Чтение предложений, ответы на вопросы.

Ты напрасно бережно кутаешь

Мне плечи и грудь в меха.

А. Ахматова

Я не хочу ни трепета, ни боли.

А. Ахматова

Какие дополнения прямые, какие – косвенные?

— Какую частицу имеет дополнение при отрицательном сказуемом?

Кроме стихов, М. Цветаева писала драмы. Все ранее написанные отрывки, включая “Распятие», А, Ахматова использовала в “Реквиеме”. Поэзия, наряду с путешествиями, была любимым делом Н. Гумилева.

— Какие предлоги употребляются с дополнениями?

4. Беседа по содержанию параграфа.

(Учащиеся читают § 88, записывают в тетрадь основные правила обособления дополнений.)

— В каком случае обособляются дополнения? (Это дополнения, выраженные именами существительными с предлогами, имеющими значение включения, исключения и замещения.)

Назовите эти предлоги. (Кроме, вместо, за исключением, сверх, помимо, наряду с, включая, исключая.)

Когда не обособляются конструкции с предлогом вместо? (Когда вместо = за.)

IV. Синтаксическая синонимия. (Работа с терминами: «синонимия», «дополнение», «изъяснительное придаточное».)

— Можно ли считать данные ниже конструкции синтаксическими синонимами?

… говорить о прелести любовной лирики…

… говорить, как прелестна любовная лирика…

… говорить, что любовная лирика прелестна…

— Почему дополнение может быть заменено придаточным изъяснительным?

V. Упражнения на закрепление.

(Выполнение упражнения 433 – письменно с последующей проверкой.)

— Замените дополнение придаточным изъяснительным.

Читая «Листопад» и другие стихотворения И. Бунина, мы видим пленительность смены времен года, красоту полей и лесов.

И. Бунин видел и слышал полет бабочки, шелест травы, шуршание шмеля. Читая «Жизнь Арсеньева», всякий увидит тоску И. Бунина

по родине.

VI.Готовимся к ЕГЭ. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная стройность текста. (Работа с раздаточным материалом. ЕГЭ. А 28.)

VII. Итог урока.

VII . Домашнее задание.

1. § 88.

2. Упражнение 433.

3. Повторить все об обособленных членах предложения.