СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ОВЛАДЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИМИ НОРМАМИ. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ЗНАМЕНАТЕЛЬ

0
1151
числа

Урок 19.

Цели: повторить способы образования слов разных частей речи; создать условия для формирования умения оперировать терминами при анализе языкового явления.

Тип урока: обобщение и систематизация.

Методы: исследовательский, самостоятельная работа, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Ход урока

1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

Доклад о результатах мини-исследования по теме урока, подготовленный учащимися.

Повторение правила «Правописание приставок».

Материал для учителя.

Приставки на …з – …с

з- (перед гласными и звонкими согласными)

с- (перед глухими согласными)

бездомный
возглавить
изгнать

бесконечный
воспеть
истратить

1. В приставках -раз- (-рас-) – -роз- (-рос-) под ударением пишется О, без ударения – А: раздать – розданный

2. Приставка с- пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными: стереть – сделать

Приставки пре- и при-

пре-
в значении
«очень», «весьма», «через»,
«по-иному»
(близка к пере-)

при-
в значении
близости, присоединения, приближения,
неполного действия, доведения действия
до конца,
сопутствующего действия

пребольшой (очень)
преувеличивать
преступать (пере…)
превращать
преображать

приморский
приделать
пригибать
приоткрыть
придумать
припевать

Запомнить:

прибаутка

примитивный

пребывать

прельстить

прибывать

принцесса

превзойти

прелюдия

привидение

приоритет

преграда

препираться

привилегия

приохотить

предание

преподнести

призвание

притворщица

преемник

препятствие

прилежание

притон

президент

преставиться

присмиреть

приурочить

презирать

претворять

присутствие

причудливый

прекословить

претензия

Гласные ы и и после приставок

Ы

И

после приставок, оканчивающихся на согласную

играть – сыграть – отыграть

искать – подыскать – разыскать

после приставок меж-, сверх-
межинститутский , сверхизысканный

после иноязычных приставок и частиц контр-, дез-, транс-, пан-

контригра, дезинформация, панисламизм

Запомнить:

взирать

изымать

отнимать

подымать

поднимать

отымать

снимать

2. Этап первичной проверки понимания изученного.

Краткая запись основного тезиса и аргументов, развивающих главную мысль авторов мини-исследования.

Ответить на вопросы по материалам урока (учебник, с. 59).

3. Этап закрепления и применения изученного.

Задания для учащихся «Проверь себя».

Задание 1.

Определите способ образования слов (лексико-семанти-ческое словообразование, лексико-синтаксическое словообразование, морфолого-синтаксическое словообразование, морфологическое словообразование). Объясните правописание выделенных орфограмм.

Дошел, зашел, нашел, пошел, вошел, прошел, обошел, перешел.

Подбил, подъехал, обвил, оттолкнул, подсчитал, предвоенный, вбежал, сбежал, обжигать, озарить, отбирать, отдать, отрастить, перебирать, подстелить, представить, сбегать, сбить, сгонять, сгореть, сделать, надписать, обслужить, отдохнуть, оттолкнуть, подбросить, поддержать, подписать, подточить, сдуть, сгустить, сжимать, срослись две березки.

Завернуть, отвернуть, свернуть, перевернуть, повернуть, вывернуть, подвернуть.

Выгладить, прогладить, отгладить, огладить, сгладить.

Представлять, предоставлять.

Отписки, описки. Осуждать, обсуждать. Отставить, обставить, оставить.

Поменять, променять.

Отрубить – оттрубить; подержать – поддержать; отесать – оттесать; поделка – подделка.

Ро́звальни, ро́спись, ро́ссыпь, ро́ссказни, ро́зыгрыш, ро́зданный, ро́здых, ро́зливень, ро́зыск, ро́спашь, ро́сплеск, ро́спуск, ро́счерк.

Раззадо́рить, расстро́иться, рассе́чь, раззвони́ть, рассчита́ть, расче́сть, разбры́зганный, развле́чься, разда́ривать, разгорячённый, разда́ть, разжига́ть, разжире́ть, размельчи́ть, разме́н, разнаряжённый, раскалённый, раскла́д, раско́панный, раско́рмлен-ный, раскра́шивать, распева́ть песни, рассе́янный, расска́зчик, расте́рянный, расцелова́ть, расха́живать, расчёсывать, расшиби́ться.

Задание 2.

Выделите в каждом столбике слово, образованное отличным от других способом образования.

Например: набивщик (ответ : натурщик) наклейщик, натурщик, настройщик.

Загогулина Перепончатый Содержатель Обесцененный

закорючка перерывчатый сожитель обеспеченный

запонка переливчатый создатель обеспокоенный

заготовка переметчивый соискатель обесцвеченный

Задание 3.

Составьте выражения со словами, которые образованы неморфологическим способом.

Например: рабочий день, рабочий на заводе.

Больной – , больной – , холостой – , холостой – , горбатый – , горбатый – , будущее – , будущее – , прямая – , прямая – , детская – , детская – , выходной – , выходной – , контрольная – , контрольная – , настоящее – , настоящее – , мороженое – , мороженое – , легкие – , легкие – , новенький – , новенький – .