Цель: познакомить учащихся с рентгеновскими лучами, показать их практическое применение. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.
Ход урока
I .Организационный момент
II . Проверка домашнего задания
– В чем состоит явление фотоэффекта?
– Когда и кем было открыто явление фотоэффекта?
– Нарисуйте схему установки опыта Герца и объясните, в чем суть опыта.
– Объясните опыты А. Г. Столетова.
III . Изучение нового материала
В 1901 г. Нобелевский комитет Шведской академии наук избрал Рентгена первым лауреатом Нобелевской премии. Именно с работы Рентгена началась цепь блистательных открытий, которую Резерфорд назвал героическим периодом в истории физики, плоды которого мы сейчас пожинаем.
Ко времени открытия Рентгену было 50 лет. Он вел размеренную жизнь немецкого профессора, отличался строгостью суждений и независимостью взглядов. Он был учеником Рудольфа Клаузиуса, а также известного физика-экспериментатора Августа Адольфа Кундта, школу которого прошли также знаменитые русские физики -Петр Николаевич Лебедев и Борис Борисович Голицын.
К 1895 г. Рентген был автором 50 научных работ, а его экспериментаторский талант был общепризнан.
Во времена Рентгена знаменитая трубка Гейсмера была известна уже более 40 лет, с ней работали самые выдающиеся физики XIX столетия, и все же природа катодных лучей оставалась невыясненной. Рентген также не оставался к ней равнодушен и проводил опыты. Как и сотни исследователей, наблюдал красивое желто-зеленое свечение, которое возникало в месте падения катодных лучей на стенку трубы, отклонение этого пятна под действием магнитного поля и т. д.
Так продолжалось до вечера 8 ноября 1895 г., когда Рентген вдруг заметил свечение полоски бумаги, покрытой флуоресцирующей солью бария, которая лежала в стороне от работающей трубки Крукса. Более того, трубка была в это время закрыта непрозрачным картонным футляром. Рентген не оставил без внимания это случайное наблюдение: он был достаточно зрелым и опытным исследователем, чтобы сразу понять значение своего открытия.
. IV . Закрепление изученного материала
– При каких условиях возникают рентгеновские лучи
– На каком явлении основан принцип работы рентгеновской трубки
V . Подведение итогов урока
Домашнее задание
§ 51. Упражнение 40. Задачи с задачника по Рымкевич А.П