Цель урока:
· Обуч. Сформировать у учащихся представления о достижениях селекции растений, а так же представление об основных методах селекционной работы с животными и возможностях их практического применения.
· Развив. Научить школьников сравнивать различные методы селекции животных, выявлять возможности их использования в сельскохозяйственной практике, приводить примеры, иллюстрирующие их практическое значение.
· Воспит. Убедить старшеклассников в том, что правильное применение методов селекционной работы с животными возможно только на основе знания важнейших генетических закономерностей.
Методы активизации мыслительной деятельности. 3-5 мин.
Орг. момент. План работы.
Методы контроля знаний.
1. Какое значение имеет учение Н. И. Вавилова?
2. Расскажите о центрах происхождения культурных растений.
3. Методы селекции растений.
4. Явление гетерозиса.
5. Искусственный и естественный отбор в селекции растений.
6. Полиплоидия, гибридизация (результаты).
Основная часть.
Русский ученый и селекционер И. В. Мичурин посвятил выведению новых сортов плодовых деревьев и культурных растений 60 лет.
Работал над акклиматизацией южных сортов к суровому климату, но эти методы оказались безуспешными и тогда он взялся за выработку новых методов селекции.
В основе его методов лежат три метода: гибридизация, отбор и воздействие условиями среды на гибриды. Очень много времени он уделял подбору родительских форм.
Достижения советской селекции (заполняют самостоятельно):
ФИО учёного |
Суть работы |
Достижения |
|
|
|
В селекции животных особенно важна оценка наследственных качеств по генотипу родителей.
Можно оценивать наследственные качества производителей по потомству. Выявленные таким образом лучшие производители интенсивно используются для получения максимального количества потомства и представляют большую хозяйственную ценность.
Часто применяют неродственное скрещивание, например межпородное скрещивание различных домашних животных. Результатом отдалённой гибридизации у животных является появление таких высокопродуктивных животных, как мул (потомок лошади и осла), архаромеринос (потомок тонкорунной овцы и архара) и многие другие. Селекционной науке известны многочисленные примеры удачного скрещивания различных пород крупного рогатого скота. При осуществлении селекционной работы с животными необходимо учитывать следующие особенности.
1. Сельскохозяйственные животные размножаются только половым путём.
2. Потомство, полученное от одной пары производителей, как правило, невелико.
3. В связи с вышеназванными причинами высока селекционная ценность каждой особи.
4. Весьма затруднительным является выведение чистых линий, так как животные, в отличие от растений не способны к самооплодотворению.
Физминутка.
Текущий контроль, закрепление материала 3-5 мин.
1. Перечислите основные методы работы Мичурина.
2. Почему при вегетативном размножении не наблюдается расщепление признаков в потомстве гибридов.
3. Как влияет приручение на изменчивость животных?
4. С какой целью применяют близкородственное скрещивание и каковы его положительные и отрицательные стороны?
Итоговый контроль, анализ урока. ДЗ п. 67-68.