Многообразие животных Урок 5. Тип губки. Классы: известковые, стеклянные, обыкновенные.

0
578
шрифт

Цели урока: Познакомить учащихся с общей характеристикой типа губок, их многообразием, классификацией; показать родство с одноклеточными жи­вотными; сформировать понятие о тканях, о двухслойном животном; рас­крыть особенности строения и жизнедеятельности различных классов губок; познакомить учащихся с их значением в природе и жизни человека.

Оборудование: Таблицы «Тип губки», «Одноклеточные животные», «Чер­ви», «Кишечнополостные», «Тип членистоногие», влажные препараты.

Актуализация знаний

Индивидуальная работа по карточкам

Объяснить значение термина «раздражимость»

Назовите колониальных простейших и дайте их краткую характеристику

Кто такие жгутиконосцы? Опишите, приведите примеры

Объяснить значение термина «циста»

Назовите паразитических простейших и дайте их краткую характеристику

Кто такие инфузории? Опишите, приведите примеры

Объяснить значение термина «реснички»

Перечислите и опишите способы передвижения у простейших

Кто такие споровики? Опишите, приведите примеры

Фронтальный опрос

В каких средах жизни можно встретить простейших?

Как называется наука, изучающая одноклеточных?

Для каких простейших характерна непостоянная форма тела?

Постоянная форма тела?

Какое значение в жизни одноклеточных имеют сократительные вакуо­ли?

Как дышат одноклеточные животные и каково значение дыхания в их жизни?

Какие одноклеточные передвигаются с помощью ложноножек?

С помощью жгутиков?

Изучение нового материала

Ткани и органы. Происхождение многоклеточных.

На примере изучения простейших мы узнали об одноклеточных микрос­копических животных. Простейшие представляют собой ранний этап истори­ческого развития органического мира. Сегодня мы познакомимся с многоклеточными животными.

Они характеризуются тем, что тело их слагается из множества клеток, но в отличие от колониальных одноклеточных животных, клетки в их теле диффе­ренцированы. То есть различны как по строению, так и по выполняемым функциям. Тогда как клетки, составляющие колонию, все более или менее одинаковы. Клетки многоклеточных животных, являясь лишь частями слож­ного организма, утратили свою самостоятельность, они различны по строе­нию и объединены в ткани. Ткани объединены в органы, а органы в системы органов.

Вспомните из курса 6-го класса, что такое ткань?

Органы объединены в системы органов определенной физиологической функцией, можно выделить несколько физиологических систем органов жи­вотных: покровная, система опоры и движения, пищеварительная,

кровеносная, дыхательная и др.

Ни органы, ни ткани, ни составляющие их клетки не способны к самостоя­тельному существованию.

Многоклеточные животные произошли от одноклеточных. Большинство ученых считает, что это было связано с колониальными формами простей­ших, у которых возникла потребность в функциональном разделении клеток. Наибольший вклад в изучение этого вопроса внесли такие ученые, как Гек­кель и Мечников.

У большинства многоклеточных животных можно выделить парные орга­ны, одинаковые на двух сторонах тела: конечности, глаза, усики и т.д. Такие органы называют симметричными. Через тело таких животных можно про­вести одну плоскость, делящую его на две зеркальных половинки. Такую сим­метрию тела называют двусторонней. У двусторонне-симетричных животных обычно выделяют передний (поступательный) конец тела и задний. На перед­нем конце тела обычно расположен рот, органы чувств и органы захвата и

удержания добычи. Такую симметрию тела имеют: жуки, бабочки, рыбы, звери, птицы и т. д.

Но есть животные с иной симметрией тела. Через их тело можно провести несколько плоскостей симметрии. Точка пересечения этих плоскостей распо­ложена в центре и они расходятся из нее лучами. Через тело животного можно провести множество осей симметрии, которые будут делить его на две зер­кально отражающие друг друга половины. Такую симметрию тела называют радиально-лучевой. Обычно радиально-лучевую симметрию тела имеют жи­вотные, ведущие малоподвижный образ жизни, что позволяет им захватывать добычу и отражать нападение с любой стороны. Такую симметрию тела имеют:, актинии, медузы, морские звезды и др.

Тип Губки. Общая характеристика и строение.

Губки – многоклеточные водные (в основном морские) животные, веду­щие прикрепленный образ жизни. Симметрия тела у них либо отсутствует, либо неотчетливая радиальная симметрия. Органы и ткани не выражены, но клетки тела имеют выраженную специализацию. Всего насчитывается около

5 тыс. видов губок (по разным данным).

Тело губок пористое, состоит из двух слоев клеток: внутреннего и внешне­го, между ними находится студенистое межклеточное вещество, где формиру­ется так же скелет в виде известковых, кремниевых или роговых игл (рис 13). Иглы обычно имеют правильную геометрическую форму: прямые или изо­гнутые палочки. Звездочки, пересекающиеся лучи. Иглы могут соединяться в прочный решетчатый скелет.

Наружный слой состоит из плоских эпителиальных клеток, выполняющих защитную функцию, а внутренний из жгутиконосных клеток, выполняющих пищеварительную функцию.

Образ жизни губок.

Учащиеся самостоятельно читают §5 и отвечают на вопросы:

Какова среда обитания губок?

Что такое колония, как она образуется?

Каковы способы пассивной защиты у губок?

Чем питаются губки?

Какова экологическая роль губок?

Систематика губок.

Классификация губок основана на разнообразии форм и составе и строе­нии скелетных образований. Выделяют 3 класса губок: известковые губки, стеклянные губки, обыкновенные губки

 

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяМир Вам люди
Следующая статьяМоя мама врач