Цель работы: изучить особенности равноускоренного движения. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.
Оборудование: 1) желоб лабораторный; 2) метроном, настроенный на 120 колебаний в минуту, или метроном электронный – один на класс; 3) шарик металлический диаметром 1,5 – 2 см; 4) цилиндр металлический; 5) лента сантиметровая; 6) штатив с муфтой и лапкой.
Ход работы
1. Определите перемещение шарика, скатывающегося по желобу без начальной скорости. Опыт повторите 3 раза при одном и том же времени скатывания.
Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу
опыта |
Перемещение, см |
Время, в условных единицах |
Ускорение шарика, м/с |
1 |
|||
2 |
|||
3 |
|||
Среднее |
Инструкция:
1) отметьте начальную точку на желобе для отсчета перемещения шарика;
2) приучитесь к ритмичному счету; для этого несколько раз подряд говорите: нуль, один, два, три и т. д., прислушиваясь к ударам метронома;
3) по удару метронома со счетом «нуль> пускайте шарик. Регулируйте положение цилиндра по отношению к концу желоба так, чтобы шарик ударился о него в момент соответствующего удара метронома;
4) запишите число промежутков времени, отбиваемых метрономом, необходимое шарику для наибольшего перемещения по желобу.
2. Вычислите среднее значение наибольшего перемещения, совершенного шариком: 5.
3. Вычислите ускорение шарика в СИ.
4. Разбейте среднее перемещение на части, проходимые шариком в последовательно равные промежутки времени, отбиваемые метрономом:
Проверка. Уложите на желобе спички – указатели тех мест, которые соответствуют отрезкам перемещений, проходимых шариком за равные промежутки времени. Пустите шарик и проверьте его удары об указатели по метроному.
5. Сделайте вывод.
Домашнее задание
§ 4-9 повторить