КЛАСС «СВЕТОФОР»

0
593

КЛАСС «СВЕТОФОР»

В организации и оборудовании класса «Светофор» должны принимать участие все. Ведущее лицо – школьный общественный инспектор по безопасности дорожного движения.

Для успешного проведения работ необходимо составить план мероприятий по оформлению класса, с указанием сроков и исполнителей.

Желательно составить эскиз расположения имеющегося материала, чтобы наглядность по правилам дорожного движения удачно сочеталась с пособиями по другому предмету.

Размещение оборудования и его внешний вид должны отвечать всем требованиям технической эстетики и создавать максимальные удобства для проведения занятий и внеклассной работы.

Что же следует предусмотреть в классе «Светофор»?

Прежде всего, на входной двери кабинета прикрепляется табличка «Класс «Светофор».

Затем приступить к интерьеру. На окнах делается затемнение. Если на занята ничем стена у классной доски, то неплохо разместить над доской изображения дорожных знаков. У доски предусмотреть коробочку с цветными мелками для вычерчивания схем дорожного движения.

Макеты.

Без ущерба для занятий по другим предметам и для удобства учителя его стол можно переоборудовать в стол-макет с поднимающейся на шарнирах крышкой. На внутренней стороне стола изображаются улицы, перекрестки, площадки, проезжая часть, тротуар, пешеходные переходы и т.п. Особое внимание на этом макете должно быть уделено микрорайону школы, чтобы на занятиях по изучению правил дорожного движения можно было наглядно познакомить учащихся с подходами к школе, показав наиболее безопасный и удобный путь в школу и обратно. В одном из ящиков стола или в шкафу, на полке располагаются макеты автомобилей и другого транспорта, средств регулирования, фигуры регулировщиков и пешеходов. Желательно намагниченные. В нерабочем состоянии крышка стола-макета находится в горизонтальном состоянии и используется как обычный стол. Стол-макет может быть изготовлен школой на уроках трудового обучения. Он не исключает наличия других макетов. Их можно электрифицировать низковольтным оборудованием с автоматической подачей различных сигналов. Эту работу может провести электротехнический кружок. Может быть оборудован также тренажер для обучения и контроля знаний учащихся.

Литература.

На одной из стенок класса устанавливается витрина для литературы по безопасности движения. Подбирается литература для учителей и для учащихся. Желательно, чтобы здесь были пособия, альбомы «Автомобили», «Городской электротранспорт», «Велосипеды и мопеды». Составляется список всех имеющихся книг, брошюр и методической литературы. Здесь же собираются в папки и хранятся разработки уроков, игр, записи бесед, подготовленные учителями школы.

Видео-, кино-, диафильмы.

Убедительным наглядным материалом являются видео-, кино-, диафильмы. На видном месте следует поместить список всех имеющихся видео-, кино-, диафильмов или составить каталог с краткими аннотациями.

Хорошо в классе иметь шкаф или стеллаж для хранения светофоров, кинопроекционной аппаратуры, диапроекторов и других учебно-наглядных пособий и оборудования.

Плакаты.

В качестве плоскостных изобразительных пособий при изучении правил дорожного движения используются плакаты, таблицы, которые периодически выпускаются издательствами и распространяются через торговую сеть. Для сохранности плакаты рекомендуется наклеить на картон и хранить их в плакатницах.

Светофоры.

Рекомендуется иметь комплект действующих моделей светофоров настольного типа, изготовленных по образцам натуральных светофоров современной конструкции, применяемых для регулирования дорожного движения на улицах и дорогах республики. В комплект входят модели светофоров четырех типов: трехсекционный, четырехсекционнный с дополнительной секцией с левой стороны, четырехсекционный с дополнительной секцией с правой стороны, пятисекционный с дополнительными секциями слева и справа. Посредством четырех моделей светофоров можно создавать все комбинации световых сигналов, применяемых при регулировании движения. Светофоры можно изготовить на уроках труда или на занятиях кружков.

Если нет возможности оформить стенд из дорожных знаков над доской, то необходимо иметь набор дорожных знаков на картоне, а также переносные дорожные знаки на стойках для проведения подвижных игр на учебном перекрестке, автоплощадке.

Переносной перекресток.

Для развития быстрой ориентировки в дорожных ситуациях применяются упражнения на макетах. А для выработки практических навыков, правильной реакции рекомендуются упражнения на учебных перекрестках, которые размечаются в рекреации и фойе школы. В некоторых школах, где нет возможности нанести дорожную разметку, проблему оформления учебной автоплощадки решили следующим образом: из белого линолеума, клеенки нарезали полоски, которые можно быстро разложить на полу любого зала, классной комнаты, имитируя линии дорожной разметки (пешеходный переход, стоп-линия, разделительные линии). Из зеленого, желтого линолеума нарезали полоски, имитирующие газоны, дома. Получился переносной перекресток, который можно оформить, разложить на любой площадке и дополнить переносными на стойках дорожными знаками. (размеры знаков произвольные, стойки для них 70-120 см). Хранить такую «разметку» очень удобно. Уложенные полоски линолеума или клеенки занимают очень немного места.

Игры и игрушки по тематике безопасности дорожного движения.

Игрушки также служат отличным подсобным материалом. Фабриками игрушек выпускаются игры по правилам дорожного движения, которые рекомендуется использовать на занятиях. Игры распространяются через торговую сеть. Некоторые игры, как домино, лото, с рисунками по тематике безопасности дорожного движения могут изготовить сами учащиеся.

Контрольные карты.

Для проверки знаний по правилам дорожного движения в кабинете рекомендуется иметь набор контрольных карт для программированного опроса учащихся с комплексными задачами по всей программе.

Принцип построения контрольных карт следующий: на каждой карте в рисунках с текстом и только текстом дается 10 задач. К каждой задаче имеется несколько ответов в виде цифр или текста. Надо выбрать один правильный ответ. Решая задачи, учащиеся отмечают правильные ответы в контрольном листке (зачеркивают линию двумя пересекающимися линиями). Затем карточку и контрольный листок сдают учителю. Учитель, наложив на контрольный листок шаблон с кодами правильных ответов, подсчитывает количество правильных ответов и ставит оценку (при правильных ответах отверстия шаблона должны совпадать с пометками, сделанными учащимися на контрольном листке).

Шаблоны изготавливаются из любого плотного листового материала. Номер шаблона соответствует номеру карточки.

Атрибуты отряда ЮИД

Активными пропагандистами правил дорожного движения в школе являются также юные инспектора движения из учащихся 5-9 классов. Все атрибуты отряда юных инспекторов движения также должны находиться в классе «Светофор». Прежде всего здесь хранятся парадные и патрульные формы юных инспекторов движения, минимум 10-15 форм. В этих формах ребята по графику дежурят вблизи школы, прилегающих улиц. Перед дежурством получают форму, а после дежурства возвращают. Здесь же находятся и жезлы. Их также необходимо иметь не 2-3, а 10-20 штук, чтобы весь отряд ЮИД мог выйти на дежурство и патрулирование с жезлами. Желательно для юных инспекторов движения приобрести свистки. На видном месте должен быть помещен паспорт отряда ЮИД и в доступном месте патрульный журнал. Лучше все это расположить компактно и оформить в виде уголка юного инспектора движения.

Красные флажки.

Нередко забывают об одной очень важной детали в профилактической работе по безопасности дорожного движения детей – о наличии красных флажков для остановки движения транспорта при переходе проезжей части групп учащихся при массовых экскурсиях, походах. Без таких флажков ни одна группа учащихся не имеет права отправляться в путь. Флажков тоже следует иметь 10-20 штук и расположить там, где их может взять в любую минуту любой учитель.

На выходе из школы желательно установить световое табло, предупреждающее о необходимости соблюдать правила дорожного движения, информирующее об особенностях движения, о состоянии дороги, о погоде. Эту информацию можно красочно оформить и разместить в общешкольном уголке по БДД.

За сохранность оборудования класса «Светофор» несет ответственность школьный общественный инспектор по БДД.

Занятия с использованием большого количества наглядного материала из класса «Светофор» помогут вооружить учащихся школы запасом знаний и навыков безопасности движения, благодаря которым они смогут вовремя распознать и решить все важнейшие ситуации в дорожной обстановке и безошибочно на них реагировать.