Цель занятия: расширять представление о счастье в жизни человека; формировать у детей представление о символах; закреплять навыки позитивного общения с другими детьми.
Методы: беседа, объяснение, рассказ, игра, упражнение.
Ресурсы: хрестоматия, альбом, аудиозапись из серии «Му зыка души», аудиозаписи детских песен, заготовки мелких бу мажных цветов (плоскостных) или конфетти, картинки с изо бражением цветов, ленты семи цветов радуги, корзинка, от крытка, игрушка, крутящийся барабан или юла для игры, пло скостные фигурки, изображающие Фею цветов, принцессу Юлю и мальчика Максима.
Круг радости
Для проведения данного занятия желательно, чтобы воспи татель внес в свой костюм элементы чего-либо необычного: шляпу, украшенную цветами, шарф, накидку и т.д.
– Я сегодня не просто ваша воспитательница, я – гостья из сказочной страны. А если быть точнее, то я – Фея цветов из ко ролевства Счастья.
Воспитатель кружится под мелодию «Вальса цветов» и обсыпает детей бумажными цветочками или конфетти.
Она предлагает ребятам встать в круг, держа друг друга под руки.
Все о счастье мы мечтаем, Счастья всем друзьям желаем!
— Ребята! Посмотрите, что в моей корзинке?
(Дети рассматривают корзинку).
– Здесь столько разных цветов! Все они из моего королевства.
Выберите себе тот цветок, который вы могли бы назвать
цветком счастья.
Эти цветы станут для каждого из вас символом счастья.
— А вы знаете, что такое символ? Вы встречались когда- нибудь с этим словом?
(Ответы детей).
— Некоторые чувства, такие, как любовь, радость, мы ощущ аем, но не видим. Мы можем представить их похожими на ка кой-нибудь предмет. Этот предмет и будет называться симво лом. Например, изображение сердца — это символ любви, изо бражение голубя – символ мира.
Побеседуем
– Волшебная корзинка вновь чем-то наполнилась. Интерес но, что в ней? Давайте посмотрим.
(Дети рассматривают содержимое корзинки).
– В волшебной корзинке оказалось много разных вещей. Это и игрушки, и открытки, и книжки. Посмотрите, даже есть дет ское одеяло.
Это одеяло мне принесла мама Тимура. Она “его хранит как очень дорогую вещь. Когда родился Тимур, мама его была очень счастлива. В это одеяльце она заворачивала любимого сына и хранит его теперь как символ счастья, рождения ребенка.
А эта открытка хранится в семье Оли. На ней написаны слова: «Я вас люблю!». Когда папа Оли уезжает по работе в другой город, он всегда присылает открытку с добрыми словами. Эта открытка – самая первая, поэтому она является символом любви в этой семье.
– Эта игрушка была подарена Мурату бабушкой. Сейчас его бабушка живет в другом городе, а игрушка всегда напоминает
Мурату о любимой бабушке, о ее любви.
(Воспитатель приводит примеры по своему усмотрению).
– А какие вещи, предметы есть в вашей семье, которые яв ляются символом любви и счастья?
(Ответы детей).
Поиграем
Игра «Угадай мелодию»
– Мне очень нравится передача «Угадай мелодию». Я при несла с собой цветочный барабан. Будем его крутить и угады вать, какие прозвучат песни.
Звучит песенка из мультфильма «Львенок и черепаха»: «Я на солнышке лежу и на солнышко гляжу. Все лежу, и лежу, и на солнышко гляжу».
– Кто это поет?
Как вы думаете, почему черепаха такая счастливая?
(Ответы детей).
Звучит песенка из мультфильма «Крошка енот»: «От улыб ки станет всем светлей, от улыбки в небе радуга проснется, поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется».
Кто это поет?
Чему радуется Крошка енот?
– Символом какого чувства является улыбка?
(Ответы детей).
Разминка
Раз, два – повернемся
И соседу улыбнемся.
К солнцу руки поднимаем, Дружно, весело шагаем, Приседаем, и встаем,
И ничуть не устаем!
Почитаем
Т. Рик. «Лекарство от плохого настроения»
Феи слетелись со всего сада. Шутка ли, маленькая принцесса Юленька заболела! И болезнь-то у нее необычная!
Это скука тоскливая, – определила болезнь Фея Ромашек.
Вовсе нет, это тоска скучная! – заспорила Фея Пионов.
Это грусть печальная! – вмешалась Фея Ночных Фиалок.
Нет-нет! Печаль грустная! – закричала Фея Маргариток.
Ах, о чем вы спорите! – возмутилась Фея Колокольчиков. – Девочка в печали! Весь день слезы льет.
Ей просто необходимо лекарство от плохого настроения! – заявила Фея Душистого Горошка.
– Я предлагаю изготовить лекарство из лунного света, – сказала Фея Ночных Фиалок, – для этого надо собрать лунный свет в чашечку, поставить его в холодное место, чтобы он загустел, а потом принимать по две капли три раза в день.
От лунного света еще больше плакать хочется! – возразила Фея Жасмина. – Лучше готовить из цветочной росы.
Ну нет, – наморщила нос Фея Пионов, – от цветочной росы веселья не прибавится. Лучше из аромата розы.
А я предлагаю обрадовать нашу девочку, — сказала Фея Ромашек. – Подарить ей новую куклу.
Не развлечет ее кукла, – печально вздохнула Фея Жасмина,
– она же принцесса! У нее этих кукол – пруд пруди!
Может быть, звездопад устроить? – предложила Фея Ноч ных Фиалок.
Ее рано спать уложат, не увидит наша девочка звездопада,
– вздохнула Фея Колокольчиков.
Но пока цветочные феи спорили, в дверь дома, где жила принцесса Юленька, позвонили. На пороге стоял синеглазый мальчик Максимка.
Дождь уже кончился, – сказал он, – сейчас радуга появит ся. Пойдешь со мной по деревьям лазить?
Пойду! – обрадовалась принцесса Юленька.
И надо же — плохое настроение само собой куда-то улетучилось! (Воспитатель по ходу сказки может на фланелеграфе вы кладывать персонажей: Фею Пионов, Фею Маргариток и т.д.,
сначала плачущую принцессу, а в конце, после появления мальчика Максима, улыбающуюся принцессу; можно изменить цвет ее платья).
Побеседуем
– Когда человек грустит или болеет, его можно назвать сча стливым? Почему?
Как можно изменить плохое настроение? Как вы думаете, что является символом радости? (Ответы детей).
– А для меня символом радости является радуга, потому что она красивая и появляется после дождя. Когда я смотрю на ра дугу, я загадываю желание и надеюсь, что оно сбудется.
Круг «От сердца к сердцу»
– В волшебной корзинке у нас есть вот такие красивые лен
ты. Из них можно сделать разноцветную радугу. Возьмите за
концы все ленты. Встаньте друг против друга. У нас получился
радужный мостик. Давайте дружно скажем:
Солнце, я тебя люблю, Солнце, я тебя прошу: Подари мне мира и тепла, Подари мне счастья и добра!
Обобщаем
– Будьте счастливы! Пусть в вашем доме всегда живут лю бовь и радость.
Домашнее задание
– Нарисуйте в альбоме символ счастья, каким вы его пред ставляете.
Дополнительный материал к занятию:
В. Драгунский «Что я люблю» (в сокращении)
Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как белье на заборе. Еще
я очень люблю играть в шашки, шахматы и домино, только что бы обязательно вы