Внеклассное мероприятие “Презентация романа М.Ауэзова “Путь Абая” 10 класс

0
6678
литература

Учитель Козлова Г.Г.

Роман М. Ауэзова «Путь Абая»–«…подлинная энциклопедия казахского народа во второй половине 19 столетия.»

Цели внеклассного мероприятия:
1. Доказать актуальность и современное звучание романа М. Ауэзова «Путь Абая».
2. Определить круг тем и проблем, которые делают роман интересным современному читателю.
3. Помочь учащимся выявить в романе этнографический и этнокультурный пласт, способствующий осмыслению казахской философии, истории и культуры.
4. Расширить понятие о специфике национальных психологизмов, национальной символике цвета.
5. Воспитывать интерес и уважение к культуре прошлого.
6. совершенствовать навыки устного монологического ответа и работы в группе.
7. Развивать логическое мышление учащихся, умение выделять главное.
8. Совершенствовать навыки грамотной письменной речи и умений писать реферат, отзыв, рецензию, конспект, производить анализ эпизода.

Оборудование:
1. Выставка книг, использованных учащимися при подготовке к мероприятию.
2. Портреты М. Ауэзова и Абая.
3. В ходе мероприятия на доску вывешиваются письменные работы гимназистов: рефераты, конспекты, схемы.

4. «Ковер» из нарисованных гимназисткой орнаментов, созданных ею по мотивам романа «Путь Абая».
5. Парты расставлены подковообразно, чтобы обеспечить максимальное удобство для работы в группах и при монологических ответах (лицом друг к другу).
6. Таблички на столах со следующими надписями: ИСТОРИКИ, ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ, ЭТНОГРАФЫ, ЭТНОКУЛЬТУРОВЕДЫ, ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ, ИССКУССТВОВЕДЫ, АНАЛИТИКИ.

Ход мероприятия:
Оргмомент.
1. Этап подготовки учащихся к активной и сознательной работе на уроке.Сообщение темы, цели урока, постановка перед учащимися учебной проблемы.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Сегодня у нас с вами презентация книги Мухтара Омархановича Ауэзова «Путь Абая».В ходе её мы должны будем ответить на вопрос: а нужен ли нам этот роман? Стоит ли читать это произведение? Ведь оно посвящено жизни великого Абая, а биографию его, его произведения, философские взгляды мы подробно изучали и на уроках казахского языка, и казахской литературы в 10 классе. Стоит ли повторяться? Сумеем ли мы найти в этом произведении что–либо новое и важное для себя, или же книга эта утратила свою актуальность и морально устарела, как многие произведения, созданные в эпоху «соцреализма»?
Чтобы доказать «нужность или ненужность» романа «Путь Абая», каждый из вас еще 2 недели назад получил задание поискового, аналитического, исследовательского характера. Вам был предложен список литературы: литературоведческие, этнографические статьи, воспоминания современников, критика и историко–биографические материалы. Кстати, некоторые книги из этого списка представлены на нашей выставке (дается краткий обзор 2–3 произведений)
Эти источники вы должны были проанализировать, переработать и ответить для себя на вопрос: «Актуальна ли книга М. Ауэзова «Путь Абая» с вашей точки зрения и точки зрения историков, этнографов, литературоведов…»
Сейчас вы, объединившись в группы по интересам, в течение 5 минут, должны будете обобщить имеющийся у вас материал, выделить главное в ваших письменных работах (конспектах; рефератах) и аргументированно выступить в защиту общей для вашей группы точки зрения. Свое мнение должен высказать каждый член группы, потому что лидер не только обобщает весь материал, но и оценивает уровень работы в группе (1-активность; 2- знание материала; 3 –умение доказать свою точку зрения). Рейтинговую отметку в конце урока сдать. На устный ответ в группе – не более 5 минут.

 Работа учащихся в группе –5 минут.
– выступление должно быть кратким, ясным; содержать четко выраженную позицию по отношению к теме урока: что нового, интересного, актуального
о романе «Путь Абая» вы узнали; во время выступления представителя одной группы все остальные в тетрадях должны в форме тезиса, кратких формулировок и т.п. фиксировать основные положения сообщения.

Критерии устного ответа: 1. Содержательность
2. Последовательность
3. Точность
4. Эмоциональность
5. Культура речи

4.Выступления учащихся в защиту актуальности и важности романа-эпопеи «Путь Абая» (2-3 минуты)

Концепция выступлений:

Литературоведы:
1История создания: М.Ауэзов: «Создание романа «Путь Абая» – любимое дело всей моей жизни».
1 книга-1942,2 книга-1947,3 книга-1952,4 книга-1956 год.
К творчеству Абая М.Ауэзов проявлял интерес, начиная с двадцатых годов. Дед Ауэзова был сверстником и другом Абая ; будущий писатель успел увидеть Абая, начавшего гаснуть под тяжестью тоски и горя. Потом Мухтар Ауэзов жил среди многочисленных друзей, родичей, сверстников и врагов Абая. Слушал воспоминания стариков, Айгерим; написал биографию Абая дополненную добытыми материалами. Он знал, таким образом, об Абае не только по досконально изученным им источникам;
Абай для казахской национальной культуры – как Пушкин для русской – «начало всех начал».
Образ Абая. Абай- лицо историческое; за исключением немногих, все основные герои – Ербол, Балтсал, Байдалы, Божей, Айгерим- исторически достоверные личности, значит, воссоздают эпоху.
Создан в романе мир бессмертных истинно народных характеров и образцов глубоких жизненных.
Смысл заглавия романа – путь Абая- путь народа. Идеи о том, что Казахстан стоял на рубеже 19 –20 веков, на пороге больших социально – исторических перемен; идея борьбы с социальной несправедливостью, созвучны нашему времени.

Историки:
Все события, развертывающиеся в романе, почти не выдуманы. Любая стоящая книга несет в себе правду своей эпохи. Чем произведение правдивее, искреннее, тем оно историчнее. Русский историк Ключевский писал, что в «Капитанской дочке» Пушкина больше истории, чем в его «Истории Пугачевского бунта».
Непревзойденная ценность романа Ауэзова не исчерпывается лишь созданием классических образов. Он воскресил для нас целую эпоху в нелегкой жизни народа, как реалист, соблюдая при этом правду. Благодаря его эпопее вновь оживает в памяти читателей картины абаевской эпохи, начавшие уже тускнеть и забываться. В романе показаны все аспекты жизни с ее возможными обрядами, обычаями, нравами, религиями, судопроизводство. По мнению исследователей, эпопея Ауэзова, кроме своих несомненных литературных достоинств, представляет еще и научную ценность. А это одинаково важно и для читателя и для ученого, занимавшегося историей, экономикой, юрисприденцией и этнографией казахского народа середины 19 века. И, перефразируя высказывание Ключевского, об эпопее Ауэзова можно сказать, что в ней больше истории, чем в истории самого Абая.

Этнографы:
Широкое отражение жизни казахского народа: быт, обычаи, традиции; роман стал биографическим не только для жизни Абая, но и для жизни всего казахского народа. Роман пропитан духом старинных обрядов и традиций: наказание за прелюбодеяние, примирение родов, похороны, сватовство и свадьба, одаривание дорогих гостей…Невозможно перечислить всего многообразия традиций обрядов.
(цитата из произведения, похороны). Яркий казахский колорит, неповторимое национальное своеобразие – одно из главных достоинств произведения, которое дышит ароматом казахской степи и в котором ощущаешь во всей полноте целый мир материальной и духовной жизни народа, его радости и горести, специфический быт, психологический уклад мыслей и чувствовании.
Утрачиваемые современной жизнью народные традиции должно сохранять, их нельзя утрачивать, и в этом смысле роман «Путь Абая» – бесценная сокровищница, с памяти которой мы можем воссоздавать утрачиваемые традиции и обычаи.

Этнокультуроведы
В каждой части романа мы видим массу сведений этнокультурного характера, что испокон веков доходили до нас. Как уже отмечалось, эти сведения о социальной жизни, о традициях. В нем также отражены проблемы взаимопонимания людей, диалоги отцов и сынов, старших и младших, сохранения поколениями веры и чувства. Актуальна вечная проблема отцов и детей, решаемая автором с философски – этнокультурных позиций: путь Абая – путь знания, прогресса, борьба за честь народа и Родины; путь его отца – близящаяся к завершению дорога коварного и жестокого, эгоистичного и алчного правителя. Уже только эта проблема и ее разрешение в романе делает произведение актуальным. Народ и власть.
Символика цвета (черного и белого) важна в понимании сознания народа. Понятия высшей морали, красоты, добродетели сопровождаются определением ақ – белый (цитаты).
Этнопсихологическая традиция, занимающая важное место в сознании Востока – описание взгляда – зеркала человеческого бытия и характера; с их помощью обозначаются личные характеристики, за которыми лежит диалектическая сущность явления (цитата) – это нужно учитывать при чтении и осмыслении текста.
Искусствоведы:
Талант М. Ауэзова – писателя и психолога – особенно в тех главах, где показывается «лаборатория творчества», таинственный процесс рождения стихов и песен Абая, где органично вплетаются в повествование Ауэзова подлинные абаевские строки, и читатель как бы незримо присутствует при их рождении (цитаты). Исполнение песни «Ты – зрачок глаз моих», посвященной Айгерим, любимой жене Абая.
Ковер из орнамента – комментарий.

Генеалогические изыскания.
Характеристика программы этнокультурного образования в Казахстане.
«Атамекен» – одно из направлений – «узнай своих предков до седьмого колена». Оно объясняет возникновение одной из традиций, описанных в романе. Почему джигиты сватали себе невест из самых отдаленных от своего аулов?Иногда жених со сватами находился в пути не менее двух недель.
Оказывается, традиции народа запрещали браки между людьми, состоявшими в родстве до седьмого колена, тем самым поддерживалось «генетическое
здоровье семьи», говоря современным языком (мы знаем, что по Европейской традиции браки запрещены были только между родными и двоюродными, не далее).
Актуальность знания своих предков до седьмого колена видится еще и в следующем: если о человеке его потомки будут помнить почти пятьсот лет (7 поколений умножим на среднюю продолжительность жизни 70 лет), то он постарается оставить по себе добрую память.
СВЕДЕНИЯ О СОВРЕМЕННЫХ ПОТОМКАХ АБАЯ. Сообщения учащихся по книге «Звезды Казахстана, Белая кость прошлого».

АНАЛИТИКИ. Роман–эпопея «Путь Абая» показывает полвека жизни выдающегося человека, ставшего символом становления казахского национального самобытного самосознания. Но актуальность романа, на наш взгляд, прежде всего в том, что выдающаяся личность показана в развитии, в становлении, что позволило автору затронуть такие вечные темы и проблемы, как добро и зло, любовь и предательство, дружба и вражда, честь и коварство– это те проблемы, которые никого не оставят равнодушными.
Ауэзов сумел красочно, ярко, реалистично и с национальным колоритом показать широкую картину жизни всего казахского народа: его общественную жизнь, борьбу, бытовой уклад, обычаи, взгляды, философию.
Безусловно, прав был академик Сатпаев, который характеризовал этот роман «как подлинную энциклопедию всех многогранных сторон жизни и быта казахского народа во второй половине 19 столетия».
Таким образом, для нас художественные достоинства произведения, его актуальность и богатство этнокультурных традиций представляются несомненными.

5.Заключительное слово учителя. Итоги и выводы
На мой взгляд, презентация удалась. Подводя итоги вашей большой работы, хочу напомнить слова М Горького: «Чтобы четче воспринимать красоту и проблемы сегодняшнего дня, необходимо знать свое прошлое…» Без прошлого нет будущего. И чтобы лучше понять наше СЕГОДНЯ, наше завтра, окунемся в прекрасный и волнующий мир нестареющего произведения–роман М. Ауэзова «Путь Абая».
Многое из ваших рефератов, конспектов не вошло из–за недостатка времени в устные выступления. Но эти знания будут реализованы в дальнейшем.