Тема. «Братья Гримм. «Маленькие человечки»
Цели урока. познакомить со сказкой; с творчеством братьев Гримм;
развивать навык осознанного чтения, творческое мышление, речь, умение пересказывать текст; воспитывать умение работать в группе; нравственные чувства.
Оборудование. аудиокнига, презентация
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вводная часть.
Работа над скороговоркой.
На доске.
Пособи сапоги сапожнику пошить.
Пряжки серебром на сапогах посеребрить
III. Повторение пройденного.
Какие бывают сказки? (Авторские и народные.)
Чем отличается сказка народная от авторской? (Народную сказку создал народ, а авторскую конкретный человек»)
IV. Знакомство с новым произведением.
Тема урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной сказкой братьев Гримм « Маленькие человечки»
• Какие литературные произведения или кинофильмы о маленьких человечках вы знаете?(«Оле-Лукойе», «Дюймовочка». «Золотой ключик, или приключения Буратино» «Приключения Карандаша и Самоделкина», «Волшебник изумрудного города».
Работа с портретом писателей
Как вы думаете, какой характер у братьев Гримм?(Добрый, ласковый, отзывчивый)
• Почему вы так думаете? (Потому что они писали сказки, а сказки читают дети).
• Братья Гримм всю свою жизнь бережно собирали и хранили немецкие народные сказки и другие произведения фольклора. Многие из этих сказок легли в основу тех сказочных произведений, которые создали Якоб и Вильгельм Гримм.
Словарная разминка
На доске: Чистая совесть
Зажиточный человек
Что значат выражения «чистая совесть», «зажиточный человек» ( У человека чистая совесть, если он не врет, никого не обижает. Человек с чистой совестью ничего плохого не сделал другим людям. Ему не стыдно, у него сердце не болит. «Зажиточный человек» – богатый, самостоятельный)
• Какие пословицы о совести вы знаете?
Без совести и при большом уме не проживешь.
Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека.
Говори по делу, живи по совести.
Чтение сказки. (аудиокнига)
2. Первичное восприятие.
• Понравилась ли вам сказка? Чем?
VI. Физкультминутка.
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись, давай дружок.
Еще попрыгай раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись
VII. Работа с текстом произведения.
1.Чтение цепочкой по абзацам.
2. Третий абзац читается вместе с учителем, с правильной интонацией (чтение за лидером)
VIII. Анализ сказки.
Прочитайте о том, как жил и что делал сапожник до появления человечков.
• Почему сапожник заснул сладким сном? (Потому что он ничего не делал плохого)
• Почему сапожник и его жена решили сшить одежду человечкам? Найдите ответ на вопрос в сказке и прочитайте его.
IX. Работа по группам.
А теперь ребята, мы начнем творить в наших творческих мастерских.
• Посмотрите на карточки, которые стоят у вас на столах.
• Что вы будите делать?
• Художники – рисуют любимого маленького человечка- героя литературного произведения или кинофильма.
• Писатели – придумывают свой сказочный ответ. Почему маленькие человечки поселились в доме портного?
• Актеры – прочитают, что сделали человечки, когда увидели подарки и инсценируют. ( учебник . 208-211)
X. Итог урока.
Что мы сегодня читали?
• Кто написал сказку?
• О ком эта сказка?
• Чему учит эта сказка?
XI. Домашнее задание.
Перечитать сказку с. 208-211