Цели: научить детей делить текст на смысловые части и составлять план; выделять в тексте описание героя; самостоятельно работать с текстом.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Объявление темы, целей урока.
II. Работа по рассказу А. И. Куприна «Барбос и Жулька».
Вопросы:
– Какие чувства вызвал у вас рассказ?
– Какое произведение напомнило? (Л. Н. Толстой. «Лев и собачка».)
– Какова основная мысль рассказов Л. Н. Толстого «Лев и собачка» и А. И. Куприна «Барбос и Жулька».
– Как автор относится к своим героям?
III. Чтение по смысловым частям.
– Ребята, откройте текст рассказа «Барбос и Жулька».
– На доске предложен план, но в нем пропущены некоторые части. При чтении нам необходимо их восстановить.
Необходимо при чтении рассказа (отрывка) обращаться к словарю (на доске выписаны слова).
Каждый пункт зачитывается, часть пересказывается.
1. Читаем описание Барбоса.
2. Читаем описание Жульки.
– Как вы понимаете слово «лицемерие». Подберите синоним.
3. Прочитайте сцену «Барбос на посту».
4. «Барбос и Жулька. Прочитаем эту сцену.
– Прочему прощали «буйный нрав».
5. Почему Жулька бросилась на бешеную собаку?
6. Кого спасала Жулька? Перескажите этот отрывок.
7. «Болезнь Жульки».
– Как люди отнеслись к болезни Жульки?
8. Прочитайте сцену «Прощание собак».
Физкультминутка
IV. Работа над описанием героев.
– Назовите двух главных героев. (Барбос, Жулька.)
– Найдите их описание и зачитайте.
– Какие еще в тексте встречаются описания? (Описание дружбы собак, битвы собак, смерти Жульки.)
V. Самостоятельная работа с текстом.
– Найдите в тексте, где автор от имени детей описывает отношение людей к Жульке.
VI. Составление сюжетно-композиционного треугольника.
– Какие пункты плана подходят к пунктам треугольника?
1. Вступление (описание Барбоса, Жульки, их дружбы).
2–3. Завязка и развитие событий (бешеная собака).
4. Кульминация (подвиг Жульки).
5. Продолжение событий (отношение людей к болезни Жульки).
6. Развязка (прощание собак).
7. Заключение (смерть Жульки).
VII. Творческая работа.
Рассказывание истории от лица одного из героев произведения.
VIII. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: выучить отрывок «Поступок Жульки».