Цель урока:
ученик сможет
1. рассказать о типах СПП
2. определять главное и придаточное предложение
3. ставить вопрос от главного предложения к придаточному
Тип урока
изучение новых знаний и способов действия
Форма организации урока
практическое занятие
Дидактическое обеспечение урока
ППД «СПП», «Группы СПП по значению», раздаточный материал
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
упр.7, 8 с.52
III. Актуализация опорных знаний
Какие предложения называются СПП?
Из каких частей состоит главное и придаточное предложение.
IV. Ознакомление с новым материалом
Работа с ППД «Группы СПП по значению».
Что вам напоминают названия типов придаточных предложений?
Как вы думаете, на какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные?
определительные? изъяснительные?
Работа в группах.
Чтение теоретического материала на карточках
Группы сложноподчинённых предложений по их значению
Сложноподчинённые предложения по значению делятся на три группы:
1) с придаточными обстоятельственными;
2) с придаточными изъяснительными;
3) с придаточными определительными.
С придаточными
|
Если растение долго не поливать, оно быстро засохнет.
|
С придаточными
|
Стало известно, что лето будет
|
С придаточными
|
Ягоды, которые мы собрали в лесу, оказались сочными и вкусными
|
Составление вопросов по теоретическому материалу.
Составление алгоритма определения типа придаточного предложения:
1. Найти грамматические основы, границы частей СП.
2. Определить, как связаны части СП.
3. Найти главную и придаточную части.
4. Задать вопрос.
5. Определить вид СПП по значению придаточного.
V. Первичное закрепление новой темы.
a) Определить главное и придаточное в СПП, поставить вопрос от главного к придаточному, определить тип придаточного
1. Сердце моё заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.
2. Молю бога, чтобы это письмо как-нибудь до вас дошло. 3. Пугачёв не знал, что она была дочерью Миронова. 4. Я рассказал, как началось моё знакомство с Пугачёвым в степи. 5. Я долго смотрел на белую степь, по которой неслась тройка. 6. Я обедал всегда у коменданта, у которого обыкновенно проводил остаток дня.
b) Диктант – тест. Определить на слух вид придаточного. Запись в тетради выглядит так: 3 мин.
1 – обст.
2 – изъясн.
3 – опр.
4 – изъясн.
5 – обст.
1) Когда наступает весна, природа оживает .
2) Я спросил, кто пришел.
3) Семья, где не читают книг, духовно неполноценная.
4) Нужно любить то, что делаешь.
5) Где труд, там и счастье.
Блиц-опрос по изученному материалу. 1 мин.
– Сколько видов придаточных существует?
– В зависимости от чего выделяются группы придаточных?
– Назовите группы придаточных предложений и вопросы, на которые они отвечают.
VI. Этап информации о домашнем задании
1.Повторить виды обстоятельств
2.Записать по 2 СПП каждого типа.
VII. Подведение итогов занятий
– Что нового сегодня узнали?
– Какие виды работы на уроке показались наиболее интересными? Почему?
– Кто доволен своей работой? Кто из одноклассников был наиболее активен?
– Назвать тех ребят, кто хорошо работал.
– Выставление оценок, комментирование.