Цель урока: знакомство с буквами М м; связь звуков [м’], [м] с буквой М; чтение слогов и слов с буквой М; письмо элементов и букв М м, слогов, слов; развитие связной речи по теме «Мы и мама».
Ход уроков
I. Вводная беседа.
1) На что похожа буква.
– Смотрите – буква!.. Вот те на:
Не в книжке – на дорожке!
Как называется она,
Похожая на рожки?
Ученый пес, бык и коза
Таращат на нее глаза…
Коза прикинула в уме,
Сказала:
– Это буква «ме».
Бык возразил:
– Не «ме», а «му»,
Я лучше знаю, что к чему!
А пес воскликнул:
– Полно вам,
Не спорьте, это – буква «ам»!
– Нет, «му»!
– Нет, «ме»!
– Нет, «ам»! Ам, ам!..
Такой поднялся тарарам,
Такой ужасный шум и крик!
Запутались совсем
Ученый пес, коза и бык,
Увидев букву … «М».
II. Работа по новой теме.
1) Рассматривание буквы, ее элементов. Придумывание слов с данной буквой.
2) Игра «Кто больше». Отвечай словами, которые начинаются со звука М.
Что любит кошка? (Мясо, молоко.) Какие цветы краснеют в поле? (Маки.) Что любят дети? (Мороженое.) Кто боится кошки? (Мышка.) Кого больше всех любят дети? (Маму.)
3) Слушание стихотворения «Мама».
Мама
Только улыбнешься ты, мама,
Расцветут вокруг цветы, мама!
На рассвете ты встаешь, мама,
Песню чудную поешь, мама…
Отгоню я тучи прочь, мама,
Освещу густую ночь, мама,
Чтоб была ты молода, мама,
Не болела никогда, мама.
Чтоб печаль тебя не жгла, мама,
Чтобы ты всегда жила, мама. (А. Дуйсенбиев)
4) Звуковой анализ слова МАМА. Замена звуков буквами – перевод звуковой схемы в звукобуквенную: вместо цветных фишек вписать буквы.
5) Чтение слогов и слов с буквой М. Работа по «Букварю» с14.
– Запоминание графического облика буквы М. Произнесение звуков М и МЬ и показ буквы М из разрезной азбуки. На что похожа буква? Рассмотреть сине-зеленую карточку с буквой М. Почему синяя и зеленая? (Обозначает твердость и мягкость звука.)
– Чтение слогов: МА, МО, МУ, МЫ, МИ; АМ, ОМ, ЫМ, ИМ, УМ.
Сегодня мы научимся читать слоги (введение термина). Два звука [М] + [А] = МА; [М] + [У] = МУ. Скажем хором, как мычит корова: МУ.
-Сколько звуков мы сказали? Два. А сказали их сразу, вместе.
-Приготовьтесь сказать МУ, но не говорите, а только сложите вместе губы. Посмотрите друг на друга, как вы сложили губы, чтобы сказать МУ. Вы вытянули губки вперед. А теперь приготовьтесь сказать слог МИ. Что случилось с губами? Вы растянули их. Вот как интересно! Приготовились сказать сразу два звука, а сказали их сразу вместе. Дайте голос и скажите МУ! Сколько раз дали голос? (Один). А сколько сказали звуков? (Два.) Правильно, приготовились для двух звуков, а дали голос один раз.
А теперь посмотрите на меня и скажите, какой слог я хочу сказать. (Подготовка к произнесению слогов: МА, МУ, МИ, МО, МЫ. Дети угадывают по положению губ, какой слог будет произнесен.)
Подумайте, одинаково ли мы готовимся к произнесению слога? (Нет.) Но ведь буква-то одна – М! Зато гласные все разные. Вот они и определяют положение наших губ. Разные гласные – разные слоги! Вот так и нужно читать сразу слог: МА, МУ, МО, МЫ, МИ (чтение слогов из разрезной азбуки, меняется гласная – меняется слог для чтения; дети должны понять, что нужно приготовиться для произнесения сразу двух звуков: прочитать слог слитно. Для этого следует обращать внимание на меняющуюся гласную: смотри на гласную букву и готовься к произнесению сразу двух звуков).
6) Игра «Назови слово». Учащиеся читают первый слог и называют все слово.
Ма – машина, мо – морж, му – мухомор, ми – мишка, мы – мышка.
III. Закрепление.
1) Чтение слогов мо, мы, ми, му.
IV. Работа в прописи. С 14
Письмо букв Мм, слогов, слов. Раскрашивание звукобуквенной схемы «мак» (письмо до М).
V. Физминутка
От зеленого причала оттолкнулся пароход – встать
Он шагнул назад вперед – шаг назад
А потом шагнул вперед – шаг вперед
И поплыл, поплыл по речке – движения руками
Набирая полный ход – ходьба на месте
VI. Работа в прописи. С 14
Письмо букв Мм, слогов, слов. Раскрашивание звукобуквенной схемы «мак» (письмо до мама).
VII.Итог урока
– Что особенно запомнилось?
– Какую работу хотели бы выполнить ещё?
– с какой буквой познакомились? А звуком?
– какая это буква гласная или согласна?