Цель урока: развитие фонематического слуха, умения различать в слове гласные звуки, обозначать их красной фишкой (клеточкой), введение термина «гласные звуки», раскрытие признаков для распознавания гласных звуков и способа их фиксации в схеме слова.
Ход урока
I. Фонетическая разминка.
Музыкальная минутка. Пение детской песенки. Интонационное выделение в песенке гласных звуков. Предложить детям вспомнить песню Красной Шапочки из фильма.
А-а-а – крокодилы, бегемоты,
А-а-а – обезьяны, кашалоты
А-а-а – и зеленый попугай.
А-а-а – и зеленый попугай.
II. Работа по новой теме.
1) Звуковой анализ слов. Понятие гласного звука.
Составление звуковой схемы к словам ДОМ и СОМ. Сравни, чем отличаются пары слов. Отметь в звуковых схемах гласные звуки красной фишкой. Произнеси гласные звуки, которыми различаются слова.
В словах БАК И БЫК учащиеся выделяют гласные «А» и «Ы».
Как произносятся гласные звуки? Воздух свободно проходит через рот, звуки можно петь, и ничто им не мешает – ни язык, ни зубы, ни губы. Нарисуем кружочком наш рот, который открыт для того, чтобы произнести гласный звук (рисуется кружочек). Глас – это голос. Мы произносим гласные голосом.
2) Самостоятельная работа по картинкам букваря: нахождение в словах гласных звуков (рак – мак, жук – лук, часы – шары).
III. Работа в прописи.
Письмо длинной прямой с закруглением внизу влево (начало письма сверху вниз).
IV. Работа по Букварю.
Рассматривание картинки. Предложить учащимся придумать рассказ. Заслушать 3–4 учащихся. Составление предложений по заданию учителя (состоящих 3–5 слов).
V. Закрепление.
Игра «Подумай и ответь». К каким картинкам не нарисовал художник схемы. Составление схем, определение ударения, выделение гласных звуков.