Урок 75. МЯГКИЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [й’], БУКВА Йй

0
704
алгоритмы

Урок 75. МЯГКИЙ согласный звук [й’], БУКВА Йй

Цели: познакомить учащихся с мягким согласным звуком [й’], буквой й; развивать речь, логическое мышление, память.

Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Формирование новых знаний, умений и навыков.

Постановка целей и задач урока.

Фонетическая зарядка.

– Как вскрикивают от испуга? (Ой!)

1. Учитель предлагает детям назвать транспорт, который перевозит пассажиров. (Такси, автобус, поезд, электричка, самолет, трамвай.)

Рассматривается предметная картинка с трамваем и схема к этому слову.

Звук [й’] выделяется из слова трамвай, которое анализируется с помощью схемы.

Учитель напоминает детям, что этот звук они уже встречали в некоторых словах: в начале слов и после гласных он обозначается вместе с последующими гласными одной буквой:

е – ли – [й’э], маяк – [й’а], ё – жик – [й’о].

Ставится цель – научиться распознавать й в словах вне слияния – в конце слогов и слов, научиться обозначать звук [й’] буквой й.

? Игра «Где звук?».

Детям предлагается определить позицию [й’] в словах:

сильный, хоккей, шайка, йод, линейка.

? Игра «Узнайте звук».

Дети хлопают в ладоши, если услышат [й’] в словах: лиса, лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, машина, змей, имя, чай, трамвай.

Физкультминутка

2. Учитель показывает карточку с буквой й.

Букву Й зовут «И кратким».

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

В. Степанов

3. Дети печатают букву й в тетрадях.

? Чтение текста на с. 159.

Вопросы:

– Кем был дедушка на войне?

– Что есть у дедушки?

– Что говорит мама о дедушке?

– Как вы понимаете эту фразу?

4. Дети рассматривают на рисунке воинов разных времен.

– Опишите одежду и оружие солдат.

– Опишите знамена и гербы.

Физкультминутка

? Игра «Буква потерялась».

На магнитной доске выложенные слова с недостающей буквой.

Ша_ба, геро_, трамва_, ма_ка,

за_ка, ла_ка, га_ка, ле_ка.

(Во всех словах дети дописали букву й.)

Определяется позиция буквы й (в середине, в конце).

? Чтение пословиц, с. 158.

Учитель выясняет, как дети поняли их смысл.

III. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Что было особенно интересным?