Урок 70. твердый согласный звук [ж], БУКВА Жж
Цели: познакомить учащихся с твердым согласным звуком [ж], буквой Ж ж; развивать речь, память, логическое мышление.
Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Формирование новых знаний, умений и навыков.
Постановка целей и задач урока.
Фонетическая зарядка.
– Как жужжит шмель? (Ж-ж-ж…)
1. Проводится беседа о детских играх, рассматривается предметная картинка и определяется, в какую игру играют дети. Изучаемый звук выделяется из слова жмурки, с использованием схемы к этому слову.
Делается вывод: согласный звук [ж] звонкий и всегда твердый.
? Игра «Кто внимательный?».
а) Найдите одинаковый звук в словах:
ужи, стрижи, ежи, снежки, снежинка, жук, лыжи.
б) Назовите имя девочки, которое состоит из первых звуков слов, изображенных на предметных картинках.
Жук арбуз ножницы носки астры
Ж а н н а
(Ответ: Жанна).
в) Дети хлопают в ладоши, когда услышат звук [ж] в словах:
Кошка, ножницы, цапля, лыжи, чемодан, щетка, замок, вешалка, ёжик, лиса, мышь, жук, волк, карандаш, крыша, ужи.
Наблюдая за произнесением звука [ж] в разных словах, дети приходят к выводу, что согласный звук [ж] звонкий и всегда твердый.
Учитель сообщает, что согласный звук [ж] на письме обозначается буквой Ж ж.
Вывешивается карточка с этой буквой.
Физкультминутка
2. На что похожа буква Ж?
Посмотри-ка: буква Ж
На жука похожа,
Потому что у нее
Шесть жучиных ножек.
– На что похожа буква Ж? (Ответы детей.)
3. Учащиеся печатают букву Ж ж в тетрадях.
? Чтение слов в столбиках, с. 149.
Производится слого-звуковой анализ слов.
? Выразительное чтение стихотворения, с. 149.
Дети читают текст про себя, подчеркивая слова, в которых встречается буква ж.
? Чтение пословиц, с. 148.
Учитель выясняет, как дети поняли их смысл.
Физкультминутка
4. Дети рассматривают иллюстрацию на с. 148–149.
Вопросы:
– К какой сказке эта иллюстрация?
– Кто изображен на картинке?
– Кто хотел выдать Дюймовочку замуж за своего сына?
– Почему Жук отказался от Дюймовочки?
– Кто автор сказки «Дюймовочка»?
? Игра «Звук заблудился».
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
– Там ползет зеленый лук (жук)
С длинными усами.
III. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие задания вызвали затруднения?