Урок № 11 На земле Жидели Байсын.

0
764
история

Урок № 11

Срок проведения: октябрь

Число

ТЕМА УРОКА: Героический эпос «Алпамыс». Освобождение Алпамыса.

ПОДТЕМА: На земле Жидели Байсын.

ЦЕЛЬ УРОКА: Продолжить знакомство с эпосом

ТИП УРОКА: Урок погружения в тему

ЗАДАЧИ:

Воспитательная:

1.На примере героев эпоса воспитывать положительные качества.

2.Воспитывать интерес к литературному наследию.

Образовательная:

1.Прививать интерес к поэтическому и музыкальному творчеству.

2.Продолжить знакомство с эпосом.

3.Послушать музыкальные характеристики героев

Развивающая:

1.Развивать умение сопоставлять звучание музыкальных фрагментов с литературной характеристикой.

2.Развивать умение сопереживать героям эпоса

3.Вокально-хоровая работа над песней

Оборудование:

1.фортепиано

2.учебник с.19-22

3.магнитофон

4.фонохрестоматия

5.портрет Рахмадиева

Методы музыкального обучения:

1.сравнения

2.наблюдения

3.обобщения

4.забегания вперёд

СОДЕРЖАНИЕ

УРОКА

Музыкальный материал:

1.Бастау – повторение

2.Плач Жадыгера – разучивание

3.Рахмадиев «Ария Мыстан Кемпир» – слушанье, беседа

4.Рахмадиев «Ария Гульбаршин» – слушанье

5.Чайковский «Осенняя песнь» – слушанье

6. Дунаевский «Спой нам, ветер» – исполнение

Художественный материал:

Эпос «Алпамыс» – чтение

ЭТАПЫ УРОКА:

1.Организационный момент, приветствие учителя, установление рабочей обстановки.

2.Чайковский «Осенняя песнь» – слушанье, анализ произведения, беседа об осенней природе

3.Песня «Спой нам ветер» – повторение

4.Эпос «Алпамыс» – продолжение

5.Ария Мыстан – слушанье, повторение пройденного

6.Чтение эпоса

7.Ария Гульбаршин – чтение

8.Плач Жадыгера – разучивание

9.Обобщение.

10.Домашнее задание.

ЗНАНИЯ:

1.Знать содержание эпоса

2.Знать песню «Спой нам, ветер»

3.Знать, что композитор Рахмадиев написал оперу на сюжет эпоса

УМЕНИЯ:

1.Уметь пересказать содержание эпоса

2.Уметь давать музыкальную и литературную характеристику героям

НАВЫКИ:

1.Исполнения разнохарактерной музыки

2.Эмоционального исполнения песни и плача

Домашнее задание: с.19-22 вопросы 1,2 подготовить ответы

Кейкуат тогда сказал себе: «Исполню просьбу пленника. Это могучий батыр. Суждено мне погибнуть — погибну, а если нет – Алпамыс наградит меня. И Кейкуат стал ежедневно бросать Алпамысу по козлу.Однажды Кейкуат подошел к яме и крикнул: «Эй, Алпамыс, у меня больше нет козлов, вчера я бросил тебе последнего. Что мне делать теперь?»

Алпамыс отвечал: – На, возьми! Вот дудка — сырнай, на дороге садись, играй. Спросят, кто смастерил ее? Каракоз одной расскажи! Кейкуат, взял дудку — сырнай, спрятался в придорожных кустах и заиграл на ней. Мимо проходила Каракоз со своими подругами и спросила:Где ты дудку взял, отвечай! Ты ответишь нам или нет?

Кто тебе смастерил сырнай? Но молчит Кейкуат в ответ.

Тогда девушки повалили пастуха на землю и стали топтать его ногами, спрашивая:

-Кто тебе смастерил сырнай? Где ты дудку взял, не скрывай!

А не то пойдешь на тот свет! Но молчит Кейкуат в ответ.

Тогда они развели костер и втащили в огонь связанного Кейкуата:

-Где ты дудку взял, негодяй? Кто тебе смастерил сырнай? Говори! Иль гори в огне!

И в ответ пастух из огня: Не боюсь я ваших угроз! Все скажу одной Каракоз.

Каракоз, послушай меня! В черной яме пленник сидит, нет по силе равных ему,

Сидя в яме на дне, смастерил сырнай, смастерил и мне подарил. Алпамысом его зовут.

Покраснела ханская дочь, побледнела ханская дочь,

Говорит Каракоз: «Веди! Поскорей меня, Кейкуат! Покажи немедленно мне

Тот зиндан, где страждет батыр, возврати мне покой и мир!»

И за Кейкуатом она побежала, устремлена

Глядь, на ржавой коже земли, засияло ямы жерло.

Каракоз и Кейкуат, глядя вниз, у ямы стоят, наклоняются и зовут:

Тут ли ты, Алпамыс? Я тут! Каракоз говорит: семь лет, как я твой потеряла след,

Я семь лет о тебе грущу, проливая потоки слез,

Я с тобою встречи хочу, а зовут меня — Каракоз,

Научи, как тебе помочь возвратиться на белый свет?

Алпамыс говорит в ответ: Не забуду твоих забот,

Но тебе не спасти меня, и никто не спасет меня, кроме Байчубара –коня. Ты не знаешь, где он теперь?

И в ответ ему Каракоз: «Заперт он в железный сарай. Замкнута железная дверь. Что мне делать? Совет подай!»

Тогда Алпамыс бросил ей свою одежду, и она поймала её. Надень ее на себя, – сказал Алпамыс. Она хранит мой запах, которого не забыл конь. Подбери волосы под шапку, выпачкай лицо дорожной грязью и, переодевшись прохаживайся возле железного сарая с подветренной стороны, чтобы Байчубар почуял мой запах. Каракоз так и поступила. Едва Байчубар почуял запах своего хозяина, он разрушил железную стену сарая, разогнал дозорных, подбежал к мнимому хозяину, понюхал его и, радуясь, принялся скакать возле него. Тогда вышел хан Тайшик. И сказал удивленный хан: «Из каких ты явился стран? Кто ты? Не Алпамыс ли ты? Не бывал ли ты среди нас? Мне знакомы твои черты!» Отвечает Каракоз:

-Хан, какой же я Алпамыс? А теперь — он тощий такой

Он моложе меня в семь раз, Предо мной стоит, на свое

В Жидели – Байсыне Горько жалуется житье.

Я в былые годы бывал. И калмыцкий хан говорит:

Был трехлеткою Байчубар, Неподатлив он, как гранит,

И однажды что тяжко хворал. Потрудись на меня, укроти коня!

Я сварил травяной отвар, Хорошо, я коня укротить могу,

Малость пошептал, поплевал, Но мне щедрость твоя нужна.

Хворь с коня сняло, как рукой, Дашь мне сорок арканов, хан,

Стал он резвым, гладким конем, Ты мне сорок дашь курдюков,

Алпамыса копье, и меч, Чтобы семь ночей и семь дней

И кольчугу с могучих плеч. Не тревожил никто меня.

И хочу я предостеречь, На восьмой — укрощу коня,