Урок № 11 |
Срок проведения: октябрь |
Число |
||
ТЕМА УРОКА: Героический эпос «Алпамыс». Освобождение Алпамыса. ПОДТЕМА: На земле Жидели Байсын. |
||||
ЦЕЛЬ УРОКА: Продолжить знакомство с эпосом |
||||
ТИП УРОКА: Урок погружения в тему |
||||
ЗАДАЧИ: Воспитательная: 1.На примере героев эпоса воспитывать положительные качества. 2.Воспитывать интерес к литературному наследию. Образовательная: 1.Прививать интерес к поэтическому и музыкальному творчеству. 2.Продолжить знакомство с эпосом. 3.Послушать музыкальные характеристики героев Развивающая: 1.Развивать умение сопоставлять звучание музыкальных фрагментов с литературной характеристикой. 2.Развивать умение сопереживать героям эпоса 3.Вокально-хоровая работа над песней |
||||
Оборудование: 1.фортепиано 2.учебник с.19-22 3.магнитофон 4.фонохрестоматия 5.портрет Рахмадиева |
Методы музыкального обучения: 1.сравнения 2.наблюдения 3.обобщения 4.забегания вперёд
|
|||
СОДЕРЖАНИЕ
УРОКА
|
Музыкальный материал: 1.Бастау – повторение 2.Плач Жадыгера – разучивание 3.Рахмадиев «Ария Мыстан Кемпир» – слушанье, беседа 4.Рахмадиев «Ария Гульбаршин» – слушанье 5.Чайковский «Осенняя песнь» – слушанье 6. Дунаевский «Спой нам, ветер» – исполнение Художественный материал: Эпос «Алпамыс» – чтение |
|||
ЭТАПЫ УРОКА: 1.Организационный момент, приветствие учителя, установление рабочей обстановки. 2.Чайковский «Осенняя песнь» – слушанье, анализ произведения, беседа об осенней природе 3.Песня «Спой нам ветер» – повторение 4.Эпос «Алпамыс» – продолжение 5.Ария Мыстан – слушанье, повторение пройденного 6.Чтение эпоса 7.Ария Гульбаршин – чтение 8.Плач Жадыгера – разучивание 9.Обобщение. 10.Домашнее задание. |
||||
ЗНАНИЯ: 1.Знать содержание эпоса 2.Знать песню «Спой нам, ветер» 3.Знать, что композитор Рахмадиев написал оперу на сюжет эпоса УМЕНИЯ: 1.Уметь пересказать содержание эпоса 2.Уметь давать музыкальную и литературную характеристику героям НАВЫКИ: 1.Исполнения разнохарактерной музыки 2.Эмоционального исполнения песни и плача |
||||
Домашнее задание: с.19-22 вопросы 1,2 подготовить ответы Кейкуат тогда сказал себе: «Исполню просьбу пленника. Это могучий батыр. Суждено мне погибнуть — погибну, а если нет – Алпамыс наградит меня. И Кейкуат стал ежедневно бросать Алпамысу по козлу.Однажды Кейкуат подошел к яме и крикнул: «Эй, Алпамыс, у меня больше нет козлов, вчера я бросил тебе последнего. Что мне делать теперь?» Алпамыс отвечал: – На, возьми! Вот дудка — сырнай, на дороге садись, играй. Спросят, кто смастерил ее? Каракоз одной расскажи! Кейкуат, взял дудку — сырнай, спрятался в придорожных кустах и заиграл на ней. Мимо проходила Каракоз со своими подругами и спросила:Где ты дудку взял, отвечай! Ты ответишь нам или нет? Кто тебе смастерил сырнай? Но молчит Кейкуат в ответ. Тогда девушки повалили пастуха на землю и стали топтать его ногами, спрашивая: -Кто тебе смастерил сырнай? Где ты дудку взял, не скрывай! А не то пойдешь на тот свет! Но молчит Кейкуат в ответ. Тогда они развели костер и втащили в огонь связанного Кейкуата: -Где ты дудку взял, негодяй? Кто тебе смастерил сырнай? Говори! Иль гори в огне! И в ответ пастух из огня: Не боюсь я ваших угроз! Все скажу одной Каракоз. Каракоз, послушай меня! В черной яме пленник сидит, нет по силе равных ему, Сидя в яме на дне, смастерил сырнай, смастерил и мне подарил. Алпамысом его зовут. Покраснела ханская дочь, побледнела ханская дочь, Говорит Каракоз: «Веди! Поскорей меня, Кейкуат! Покажи немедленно мне Тот зиндан, где страждет батыр, возврати мне покой и мир!» И за Кейкуатом она побежала, устремлена Глядь, на ржавой коже земли, засияло ямы жерло. Каракоз и Кейкуат, глядя вниз, у ямы стоят, наклоняются и зовут: Тут ли ты, Алпамыс? Я тут! Каракоз говорит: семь лет, как я твой потеряла след, Я семь лет о тебе грущу, проливая потоки слез, Я с тобою встречи хочу, а зовут меня — Каракоз, Научи, как тебе помочь возвратиться на белый свет? Алпамыс говорит в ответ: Не забуду твоих забот, Но тебе не спасти меня, и никто не спасет меня, кроме Байчубара –коня. Ты не знаешь, где он теперь? И в ответ ему Каракоз: «Заперт он в железный сарай. Замкнута железная дверь. Что мне делать? Совет подай!» Тогда Алпамыс бросил ей свою одежду, и она поймала её. Надень ее на себя, – сказал Алпамыс. Она хранит мой запах, которого не забыл конь. Подбери волосы под шапку, выпачкай лицо дорожной грязью и, переодевшись прохаживайся возле железного сарая с подветренной стороны, чтобы Байчубар почуял мой запах. Каракоз так и поступила. Едва Байчубар почуял запах своего хозяина, он разрушил железную стену сарая, разогнал дозорных, подбежал к мнимому хозяину, понюхал его и, радуясь, принялся скакать возле него. Тогда вышел хан Тайшик. И сказал удивленный хан: «Из каких ты явился стран? Кто ты? Не Алпамыс ли ты? Не бывал ли ты среди нас? Мне знакомы твои черты!» Отвечает Каракоз: -Хан, какой же я Алпамыс? А теперь — он тощий такой Он моложе меня в семь раз, Предо мной стоит, на свое В Жидели – Байсыне Горько жалуется житье. Я в былые годы бывал. И калмыцкий хан говорит: Был трехлеткою Байчубар, Неподатлив он, как гранит, И однажды что тяжко хворал. Потрудись на меня, укроти коня! Я сварил травяной отвар, Хорошо, я коня укротить могу, Малость пошептал, поплевал, Но мне щедрость твоя нужна. Хворь с коня сняло, как рукой, Дашь мне сорок арканов, хан, Стал он резвым, гладким конем, Ты мне сорок дашь курдюков, Алпамыса копье, и меч, Чтобы семь ночей и семь дней И кольчугу с могучих плеч. Не тревожил никто меня.
И хочу я предостеречь, На восьмой — укрощу коня, |