Урок № 9 |
Срок проведения: октябрь |
Число |
||
ТЕМА УРОКА: Героический эпос «Алпамыс». ПОДТЕМА: «Хороший конь – крылья джигита» |
||||
ЦЕЛЬ УРОКА: Продолжить знакомство с эпосом «Алпамыс» |
||||
ТИП УРОКА: Урок погружения в тему |
||||
ЗАДАЧИ: Воспитательная: 1.На примере содержания эпоса формировать поведение 2.Вызвать эмоциональный отклик 3.Воспитывать поликультурную личность Образовательная: 1.Продолжить знакомство с народным фольклором 2.Обсудить положительных и отрицательных героев 3.Повторить понятия: сарын, жырау, эпос Развивающая: 1.Развивать творческие способности 2.Провести вокально-хоровую работу над песней |
||||
Оборудование: 1.фортепиано 2.учебник 3.магнитофон 4.фонохрестоматия 5.эпос «Алпамыс» – оригинал 6.репродукции 7.фрагмент х/ф «Прощай,Гюльсары» – о любви к лошадям |
Методы музыкального обучения: 1.сравнения 2.наблюдения 3.обобщения 4.забегания вперёд 5.эмоциональной драматургии
|
|||
МАТЕРИАЛ НА ДОСКЕ: имя коня Байшубар, репродукции с изображением коней |
||||
СОДЕРЖАНИЕ
УРОКА
|
Музыкальный материал: 1.Попевка «Мы – третьеклассники»-повторение понятия Rondo, маршевость, танцевальность, песенность повторение 2.Эпос «Алпамыс» «Бастау»-повторение 3.Дунаевский «Спой нам, ветер» – разучивание 4.Григ «Утро»-слушанье, определение песенности мелодии 5.Казахский народный кюй «Кара жорга»-слушанье Художественный материал: 1.Образ Ултана –чтение, разбор 2.Эпос «Алпамыс»-чтение, разбор |
|||
ЭТАПЫ УРОКА: 1.Организационный момент, приветствие учителя, установление рабочей обстановки. 2.Повторение пройденного на прошлом уроке 3.Повторение попевки «мы –третьеклассники» форма rondo 4.Эпос «Алпамыс» -повторение «Бастау», чтение глав, обсуждение личности Ултана 5.Беседа о лошадях, продолжение чтения эпоса, фрагмент фильма /можно пустить его без звука/ 6.Дунаевский «Спой нам, ветер» – разучивание 7.Обобщение. 8.Домашнее задание. |
||||
ЗНАНИЯ: 1.Знать, что такое форма rondo, эпос, жырау, жыршы 2.Знать музыкальные черты: песенность, танцевальность, маршевость УМЕНИЯ: 1.Уметь определять песенность, танцевальность, маршевость 2.Уметь выразительно исполнять фрагменты эпоса НАВЫКИ: 1.Навык разбора музыкальных произведений по частям и чертам характера 2.Навык исполнения песни, содержащей три музыкальных черты, умение переключаться. |
||||
Домашнее задание: На выбор: а) Нарисовать рисунок с изображением коня Алпамыса или найти пословицы и поговорки и лошадях. б) Нарисовать рисунок к музыке «Утро» |
||||
Дополнение для учителя: «Хороший конь крылья джигита». УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы продолжаем с вами знакомиться с эпосом «Алпамыс». Помните, на чём мы остановились? ДЕТИ: ответы детей… УЧИТЕЛЬ: Правильно, родился у стариков сын, а потом и дочь! А вы хотите узнать, что было дальше? ДЕТИ: Да!!! УЧИТЕЛЬ: Рос Алпамыс и был он очень сильный. Мальчики, с которыми ему случалось драться, умирали от его удара. Когда исполнилось Алпамысу десять лет, он стал управлять наделом. Однажды он узнаёт, что в детстве за него просватали девочку по имени Гульбаршин, но её отец, Сарыбай подумал: «Мой будущий зять единственный сын у отца. Если он умрёт, моей дочери по закону придётся стать женой злого Ултана. Пока не поздно, увезу свою дочь». Вы помните кто такой Ултан? ДЕТИ: ответы детей… УЧИТЕЛЬ: теперь понятно, почему Сарыбай так поступил? ДЕТИ: да. УЧИТЕЛЬ: А как вы думаете. Что нужно джигиту для того, чтобы найти свою невесту и привезти домой? ДЕТИ: ответы детей…(смелость, богатство и т.д. подвести ответы детей к правильному ответу) УЧИТЕЛЬ: Правильно! Ему нужен конь. А Алпамысу, такому сильному, смелому, нужен и конь подстать. Обиделся Алпамыс, решил, во что бы то ни стало найти Гульбаршин. Взял он лучшую из кольчуг, копьё, лук, меч и щит и отправился он на луг, искать для себя коня. Как вы думаете, какого коня он выберет? ДЕТИ: рассуждения детей. УЧИТЕЛЬ: Молодцы! А теперь, давайте послушаем, как рассказывается о коне в эпосе: 1.Не поймал он ни одного резвоногого скакуна. Алпамыса взяла тоска, и заплакал батыр в тоске. Но чубарого конька он увидел невдалеке. Некрасивый, паршивый конь! Без хвоста и без гривы конь! Молвит конь: «Садись на меня». Алпамыс, хоть и знатен был, Но разумно мог рассуждать, и подумал: «Так бог судил. Не судьба ли коня мне шлёт?» Лучше ты не найдёшь коня. Говорит Алпамыс: «На такого сесть не велит богатырская честь». И конька за уздечку – хвать! Глядь конек перед ним опять. «Надевай на меня узду, от тебя я не отойду». Я-судьбы несравненный дар, а зовут меня Байчубар! И взглянул на коня светло, наложил на него седло, И пустился в далёкий путь, никому не сказав о том. УЧИТЕЛЬ: Как вы считаете, соответствует ли описание коня тому, что вы себе представили? ДЕТИ: ответы детей. УЧИТЕЛЬ: А какую роль играет конь в жизни казахского народа? ДЕТИ: ответы детей. УЧИТЕЛЬ: Правильно, без хорошего коня нет джигита, да и не только! «Казаху другом он был везде: в бою, в походе и в байге», «Хороший конь – крылья джигита» – гласит народная мудрость. /Можно привести разные пословицы и поговорки/. Конь и поит, и кормит, и в сражении не подведёт. Вот поэтому об этих прекрасных животных есть сказания, легенды и, конечно же, кюи. И сейчас мы с вами послушаем один из них. /Звучит кюй на усмотрение учителя, в зависимости от фонотеки. После прослушивания идёт разбор и обсуждение музыки, беседа о выразительных средствах./ |