Урок 8 ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. «ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ»

0
760
науки информатики

Урок 8 Внеклассное чтение. «ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СудЕ»

Цели урока: познакомить учащихся с повестью XVII века, которая осуждает не только корыстолюбивых судей, но и все судопроизводство в целом; отметить важнейшие черты средневековой литературы, ее литературное новаторство.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение 2–3 письменных характеристик, рецензирование. (Тетради собрать на проверку.)

III. Изучение новой темы.

1. Вступительное слово учителя.

Каждая национальная литература обладает своими характерными особенностями. Как у любого живого человека есть свои привычки, привязанности, любимые цвета и излюбленные речевые обороты, так и литература определенной нации придерживается какой-то своей общей традиции, заложенной многими поколениями писателей. Литературная традиция складывается веками: в основе русской национальной традиции – сочетание фольклора и духовной литературы.

Художественной литературы, подобной западноевропейской, на Руси до XVII столетия не было. Зато выделялась богатая и обладавшая высоким художественным совершенством духовная литература. Мне не придется долго убеждать вас в ее совершенстве, я лишь напомню вам «Сказание о Борисе и Глебе», «Повесть о разорении Рязани Батыем», только что изученное «Житие святого Александра Невского»… Нужны ли иные доказательства?

Издревле книжность, грамотность сосредоточивалась в русских монастырях, в храмах. Носителями литературных традиций были священнослужители православной церкви. Церковь хорошо понимала свое культурное значение и стремилась полностью удовлетворить культурные, в том числе и литературные, запросы своих прихожан. Вот почему церковные книги поднимают проблемы, далеко выходящие за рамки собственно религиозного чтения. На эту особенность русской средневековой культуры обратил внимание М. В. Ломоносов. Великий писатель, русский ученый, почувствовавший опасность безоглядного преклонения перед западной культурой, создал замечательный труд под названием «О пользе книг церковных».

Не будем забывать, что на Руси в то время еще не было такого сильного разрыва между помещичьей и крестьянской культурами, как в Западной Европе. Русский помещик слушал проповедь в церкви вместе со своими крестьянами, а на праздничное застолье приглашал сельских певцов. Мамки и няньки, следившие за детьми русских феодалов, рассказывали им народные сказки и пели народные песни.

Таким образом, в период Средневековья на Руси развивалась самобытная словесность, ориентировавшаяся на два основных идеала: православный (церковная литература) и общенародный (устное народное творчество). Именно в этот период в традиционные представления о русском характере были заложены такие качества, как патриотизм, душевная щедрость, высокая требовательность к себе, честность, стремление к самосовершенствованию и самопознанию.

Важной чертой средневековой литературы, как вы помните, была ее связь с летописной традицией. Все важнейшие события русской истории получали осмысление в замечательных памятниках словесности: «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели русской земли» и др. В XVI веке начинает формироваться светская литература. В это время возникает жанр, называемый «повестью» (в значении «повествование», «рассказ»), в котором делаются первые попытки пересказать сюжеты западноевропейских рыцарских романов («Повесть о Петре Златые власы»), осмыслить исторические события («Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков») или преподать читателю нравственный урок («Повесть о Савве Грудцыне»). Центральное место в этих произведениях занимает образ человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, из которой он самостоятельно должен найти выход.

В XVII веке появляется сатирическая разновидность «повести», в которой проявляются демократические тенденции. Эта разновидность очень последовательно ориентируется на народный, фольклорный идеал.

Литература не только пишет о народе – сам народ, демократическая среда начинает создавать свою литературу. Создателями этой литературы были простые крестьяне, ремесленники, мелкое духовенство.

Сатирическая повесть охотно пользовалась эпизодами из сказок, а иногда попросту пересказывала известные сказочные сюжеты. В то же время в ней поднимались очень серьезные вопросы: «Повесть о Ерше Ершовиче», описывающая под видом тяжбы между ершом и лещом – жителями Ростовского озера – земельные тяжбы XVII века, разоблачала пороки русского судопроизводства; «Повесть о Шемякином суде»», изобличающая взяточничество судей, представляла конфликт между богатыми и бедными; «Азбука о голом и небогатом человеке» рассказывала о злоключениях москвича – посадского; «Калязинская челобитная» давала представление о пьянстве в монастырях.

Сегодня нам предоставляется возможность познакомиться с одним из этих произведений – «Повестью о Шемякином суде».

Читая эту «Повесть…», обратите внимание на использование фольклорных приемов в организации повествования. думаю, что вы обнаружите здесь известное сходство со сказкой, но при этом проследите, как показаны в «Повести…» основные персонажи: бедный брат, богатый брат, поп и судья Шемяка.

– Подумайте, как в них проявляется представление автора об идеале человеческого поведения.

– Какие нравственные ценности утверждаются, а какие отрицаются в этом произведении?

– Почему в конце повести и бедняк, и Шемяка возносят хвалу Богу?

2. Выразительное чтение «Повести…» подготовленными учениками (с. 32–36 учебника).

3. Беседа по содержанию «Повести…».

– Кто же они, герои повести «Шемякин суд»?

– Кто из них, по-вашему, прав?

– На чьей стороне автор?

– Каковы преступления героя повести?

– Кто из героев наказан?

– Кто из героев у вас вызывает сочувствие и почему?

– Кого высмеивает повесть?

– Какие приемы сатирического изображения (гротеск, гипербола) используются в повести? Приведите примеры из текста.

4. Рассматривание иллюстраций к повести «Шемякин суд».

– Выберите по своему усмотрению несколько эпизодов, изображенных на них, и перескажите их близко к тексту.

IV. Подведение итогов урока.

– О каком суде говорят: «Шемякин суд»?

Домашнее задание: прочитать вступительную статью В. И. Охотниковой (с. 31–32 учебника); подготовить развернутый ответ о впечатлениях, которые производит повесть, включив в него выражение Шемякин суд как поговорку.