Урок 50 ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1870–1953). «ЦИФРЫ»

0
684
информация

Урок 50 ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1870–1953). «ЦИФРЫ»

Цели: познакомить учащихся с детством писателя, подчеркнуть влияние природы и общения с крестьянами на становление личности писателя, непревзойденного мастера русского языка, языка точного, простого, выразительного; определить темы творчества.

Методические приемы: аналитическая беседа, работа с текстом, выразительное чтение.

Ход уроков

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение и обсуждение 2–3 работ учащихся, прослушивание выразительного чтения стихотворений о природе.

III. Сообщение темы и целей урока.

IV. Работа по новой теме: изучение жизни и творчества Бунина.

1. Слово учителя.

С начала XX в. Иван Алексеевич Бунин занял в русской литературе выдающееся место и как превосходный прозаик, и как поэт.

Демонстрируется портрет Бунина, выставка его книг.

Сила изобразительности Бунина просто необыкновенна! Он тонко улавливал связь человека с историей, с далью времен, со всей вселенной. Многие бунинские страницы пронизаны мыслью о родине, о ее бессмертной красоте.

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет – господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все – вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав –

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

Откуда такое поэтическое отношение к природе? Как складывалась литературная судьба Бунина? Каковы темы его произведений?

На эти и многие другие вопросы поможет нам ответить статья в учебнике (с. 3–5, II ч.).

2. Работа по учебнику, с. 3–5.

Задание: зачитать 4-й абзац статьи, ее комментарий (тишина, просторы полей, зеленые, а затем желтые, обилие снегов – отсюда поэтическое отношение к природе).

– Как складывалась литературная судьба Бунина? (Его хвалили, называли «певцом осени, грусти и дворянских гнезд».)

– Каковы темы его произведений? (Темы: природа, ее увядание, увядание и разорение «дворянских гнезд», нищета и убогость жизни деревни.)

– Какова особенность поэтического языка Бунина? («Язык прост, почти скуп, чист и живописен». Пример – стихотворение «Родина». Учебник, I ч.)

3. Слово учителя.

«Я всю жизнь испытываю муки Тантала. Всю жизнь страдаю от того, что не могу выразить того, что хочется… как сказать обо всей этой красоте, как передать. Эти краски, за этим желтым лесом дубы, их цвет, от которого изменяется окраска неба…»

– Как же требователен к себе писатель, проникнувший в тайны природы, в ее сокровенные уголки, одухотворивший ее (то есть наделивший ее душой).

И не мог этот чуткий писатель не попытаться проникнуть в тайны человеческой души, не рассказать, какие страсти бушуют в ней, которые выливаются в дела и поступки хорошие или плохие.

В рассказе «Цифры» Бунин обнаружил себя знатоком психологии детской души, рассказал о сложности взаимоотношений взрослых и детей.

4. Чтение глав рассказа учителем.

5. Аналитическая беседа по вопросам.

– Какая мечта охватила всю душу ребенка? (Иметь собственные цветные карандаши, книжки с картинками, научиться читать, рисовать и писать цифры. Дети не могут исполнение своей мечты «получать» по частям, им нужно все и сразу. Это желание никак не отвечало желанию взрослого.

С. 9–10. «Не сегодня… Нет, покажи сейчас».)

– Зачитайте диалог.

– Какая мысль пришла дяде? («Сердце говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех…»)

Пообещать – и не сделать. Что может быть хуже?! Утреннее нетерпение превращалось в дерзость («Сам перестань!», в откровенную месть за несбывшиеся ожидание радости и счастья, месть всем: маме, бабушке, дяде.)

– Во что вылилась эта месть? (Крики, прыжки, в откровенное издевательство: «Покажешь? Непременно покажешь. «Ты крикнул снова… Я в бешенстве вскочил со стула.

– Перестань! – рявкнул…») (С. 11–12.)

– Какое чувство руководило последующими поступками ребенка? (Самолюбие есть не только у каждого взрослого человека, но и у ребенка, поэтому наш герой, испугавшись, продолжал прыгать и кричать, но «уже без всякой радости», а чтобы показать, что он не испугался. Это самое самолюбие долго держало его в темной комнате. Самолюбие отвергало все: и подарки дяди, и его приезд, и даже жизнь бабушки.)

– «А кто же купит ему теперь пенал, бумаги, книжку с картинками? (Невозможность осуществления мечты победила самолюбие. Оно было сломлено усилием трех взрослых. Поступки взрослых, последовавшие после наказания, судить нельзя, кроме угрозы умереть и потерять любовь дяди, гостинцы. Наказание, данное одним, должно быть поддержано другими, иначе все потеряют уважение в глазах ребенка, а без авторитета воспитание невозможно.)

Задание: зачитать сцену примирения.

Вывод. Не всегда совпадают желания детей и взрослых, но мудрость, житейский опыт взрослого должны подсказать правильное решение, предусмотреть последствия, просчитать все на шаг вперед, и выполнение данного слова – непременное условие не только в отношении детей, но и в отношении всех.

V. Подведение итогов уроков.

– Какие чувства возникли у вас при чтении этого рассказа? Над чем он заставляет задуматься?

– Какими смысловыми оттенками обогащается слово «деликатный» в повествовании Бунина и в высказываниях героев? Используете ли вы это слово в своей речи? При каких обстоятельствах? (Деликатный – 1) вежливый, мягкий в обращении. Он деликатный человек; 2) затруднительный. Требующий чуткого, тактичного отношения. Деликатный вопрос.)

Домашнее задание: прочитать рассказы Бунина «Лапти», «В деревне»; поразмышлять, что хотел сказать ими писатель; напишите отзыв на один из них.