Урок 42 ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. СКАЗКА «ДИКИЙ ПОМЕЩИК»

0
633
window

Урок 42 ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. СКАЗКА «ДИКИЙ ПОМЕЩИК»

Цели: проверить понимание содержания сказки; развивать умение определять тему, идею произведения.

Оборудование: произведения Салтыкова-Щедрина, портрет.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Рассмотрите иллюстрации к сказке (в учебнике).

– Так ли вы представляли себе эпизоды и героев, о которых рассказал Щедрин? Чьи иллюстрации вам ближе (Черемных или Муратова)? На что обращают внимание читателей художники-иллюстраторы?

– Как писатель и художники, каждый своими средствами, высмеивают беспомощность и никчемность генералов?

Какую роль играют гиперболы? Гротеск? (Гротеск – изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде. Мужик в «Повести…» научился в пригоршне суп варить – это гротеск. Одичавший помещик подружился с медведем и даже вел с ним беседы – гротеск. Помещик имел тело сдобное, белое, рассыпчатое – это гротесковые эпитеты.)

III. Работа по содержанию новой сказки.

1. Слово учителя.

Вы прочитали еще одну сказку С.-Щедрина – «Дикий помещик». Подумайте, к каким сказкам можно ее отнести – юмористическим или сатирическим.

– Объясните название сказки.

– Против таких пороков тогдашнего общества направлена эта сказка?

2. Комментированное чтение и пересказ сказки.

1) Просьба барина и просьба мужика.

– Кого пожалел Бог?

– Чему радовался барин? (Без мужиков – воздух чист.)

2) «Заведу театр у себя!»

– Что сказал ему актер Садовский? («…глупый ты, помещик!»)

3) «А вот закусите, чем бог послал!» Как назвали помещика рассердившиеся генералы? («Однако брат, глупый же ты помещик!»)

4) «Глупый же вы, господин помещик!» За что его назвал так исправник?

5) Что подумал мышонок, выглядывая из-под дивана? («…погоди, глупый помещик! То ли еще будет! Я не только карты, но и халат твой съем, как ты его позамаслишь как следует».)

6) Какое решение помещик принял? («…лучше совсем одичаю…».)

7) «Выйдет в свой парк… как кошка… влезет на… вершину дерева и стережет оттуда».

8) «Хочешь, Михайло Иванович, походы вместе на зайцев делать будем?»

9) «На днях-де… исправника, какой-то медведь не медведь, человек не человек едва не задрал…»

10) «Обеспокоились начальники… Решили мужика изловить и выдворить…»

11) «И вдруг опять… на базаре появилась и мука, и мясо, и живность…»

12) «Помещика … изловили… высморкали, вымыли и обстригли ногти».

13) Какова же тема сказки?

Вывод. Тема – отношения барина и мужика; барин глуп, жаден; мужик умен, трудолюбив, но бесправен. Автор обличает паразитизм дворянства и бичует (осуждает) покорность народа.

3. Перечислите, что фантастическое, а что вполне реальное можно отметить в сказке.

(Реальные черты – угнетение помещиком крестьян, налоги, штрафы; занятия помещика – карты, театр, пасьянсы, чтение газеты «Вести».

Фантастическое – летающие, роящиеся мужики, одичалый помещик, его охота на зайца, дружба с медведем: гипербола, гротеск.)

IV. Подведение итогов урока.

– Чем же похожи сказки «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»? (Во-первых, главной идеей, что помещики и чиновники – паразитирующее сословие, ни на что не годны, не в состоянии не только себя прокормить, но и сохранить человеческий облик (генералы с голоду вызверились, чуть не загрызли друг друга; глупый помещик «одичал». Мужики и в первой и во второй сказке – основа жизни, они обеспечивают всех и пищей, и товарами. Но Щедрин осуждает их инертность, покорность: в «Диком помещике» их посадили в клетушки, как животных, а они тут же стали подати платить; в «Повести…» мужик сам для себя веревку вьет и к дереву привязывается, чтобы не убежать.

Во-вторых, сказки похожи по форме; реальное переплетается с фантастическим, сказочные элементы – с языком канцелярским и просторечным; в обеих сказках использованы гипербола и гротеск.)

– Нужен ли нам Щедрин сегодня?

После высказываний ребят – чтение статьи учебника, с. 275–276.

Приносят ли пользу его произведения?

– Не напрасно ли он трудился?

Домашнее задание:

1) работа в подгруппах – построить диалог для школьного радио на тему «Нужна ли сатира обществу и каждому человеку? Чем страшно «самодовольное ничтожество»? В чем заключается общественная роль писателя-сатирика?»;

2) используя опыт С.-Щедрина, попробовать сочинить сатирическую сказку на какой-нибудь сюжет из школьной жизни (вместо людей могут действовать животные, главная задача – написать смешно).