Урок 4 БЫЛИНа «вольга И МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ»
Цели: продолжить знакомство с былинами; прививать любовь к устному народному творчеству.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Назвать два основных цикла былин (Киевский, Новгородский. Киевский цикл – действие в Киеве, князь Владимир, основная тема – защита русской земли от кочевников, герои – три богатыря-воина; Вольга и Микула – герои социально-бытовых былин.
Новгородские – город вел торговлю, плавание в другие страны, затронуты социальные темы.)
2. Пересказ статьи «О собирании, исполнении и значении былин».
III. Изучение новой темы.
1. Слово учителя.
Будничный труд крестьянина в былинах ценили выше воинского труда. Эта мысль подчеркнута в былине «Вольга и Микула Селянинович» сравнением двух образов: пахаря (ор?тай, ?рет – пашет) Микулы и князя Вольги, мудрого князя, умеющего превращаться в птицу-сокола, в щуку-рыбу, в серого волка, рыскающего по чистым полям. Но Микула сильнее, выносливее князя. Само заглавие «…Микула Селянинович» подчеркивает уважение к нему.
2. Словарная работа: анализ слов-сносок в учебнике.
3. Чтение былины учителем и подготовленными учениками-ассистентами (по ролям).
4. Аналитическая беседа по вопросам.
– Какой теме посвящена былина? (В былине звучит тема тяжелого крестьянского труда.)
– Кто ее главный герой? (Конечно же, Микула, вся дружинушка храбрая не смогла сравниться с ним в силе.)
– Чем объяснить, что Вольга Святославович проникся уважением к Микуле? (После рассказа пахаря о разбойниках в тех городах, куда Вольга едет за данью, он понял, что не справится с мужичками. За силу великую, за работоспособность, за учтивые слова проникся Вольга уважением к Микуле. За труд, за гостеприимство уважали пахаря и мужички, величая его «молодым Микулой Селяниновичем».)
5. Задание 1: зачитать описание внешности пахаря.
(«А у оратаря кудри качаются… А кафтанчик у него черна бархата». С. 19 (2-я строфа). Праздничная одежда пахаря вполне естественна. Любая деревенская страда: пахота, жатва, покос – была праздником настоящим, важным и торжественным. Это и понятно: «летний день год кормит», «лето припасает, а зима поедает». На собственном опыте об этом знали и создатели былин, потому-то крестьянину и уважение особое, и труд крестьянский выше воинского труда ценится.)
– Как описан труд Микулы? (Повыехали в раздольице… (4-я строфа) …А омешки по камешкам почиркивают». (5-я строфа) «Как орет в поле ор?тай… каменья в борозду валит». Крестьянский труд требует выносливости, сноровки и, конечно же, старания и любви.)
6. Задание 2: найти постоянные эпитеты. (Хоробрая, амешики… булатные», «гужики… шелковые»), гиперболы, троекратные повторения, напевность, торжественность.
IV. Подведение итогов урока.
– Чему учили былины, что прославляли, воспитывали?
Вывод. Былины учили жить, трудиться, прославляли людей труда, воспитывали уважение к труженикам и крестьянскому труду.
Домашнее задание: с. 23 в учебнике, подготовить ответ на вопрос 3 (характеристика Вольги или Микулы).
Индивидуальное задание: если бы предложили поставить памятник одному из героев, как бы он выглядел (рисунки).