Урок 47 Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа
Цель: показать душевную щедрость учительницы, отметить ее роль в жизни мальчика.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Рассказ о герое по плану.
Отметить, что гордость, чувство собственного достоинства, стойкость – это не случайные черты поведения героя, а проявление его характера.
2. Составление цитатного плана к рассказу.
Простой план 1) Одиночество мальчика.
2) Драка.
3) Снова избили.
4) Занятия французским языком. |
Цитатный план 1) «Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска». 2) «Не было в тот день… человека несчастнее меня». 3) «Мне нужен был рубль… на хлеб». 4) «Я шел туда как на пытку». |
II. Изучение нового материала.
1. Размышления над взаимоотношениями героев.
Класс делится на 2 творческие группы:
1-я группа представляет Лидию Михайловну;
2-я группа – рассказчика.
– Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок?
Чтение по ролям сцены игры. (Обратить внимание на детали, которые выдавали учительницу во время игры. Тогда станет ясным, что мальчик все-таки понял истинный смысл игры, которую предложила ему учительница.)
– «…директор задыхался, ему не хватало воздуха. – Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение». Согласны ли вы с такой оценкой поступка Лидии Михайловны?
2. Обобщение наблюдений. Работа над пониманием истинного смысла названия рассказа.
– Как вы думаете, зачем нужно послесловие? Что нового оно открывает? (Душевную щедрость, доброту, истинную любовь к детям Лидии Михайловны. Не жалея о случившемся – потере работы! – она старается ободрить героя, помочь ему.
Сколько в ее поведении чувства собственного достоинства! И это сближает героев рассказа.)
– Обратимся еще раз к предисловию и посвящению – теперь, когда рассказ уже прочитан.
– Как вы понимаете смысл предисловия? От чьего лица звучат эти слова? (Эти мысли принадлежат зрелому человеку, а не мальчишке. Таким образом, прошлое (история с «замеряшками») и настоящее (раздумья о законах доброты) соединяются воедино. Предисловие придает этой реальной истории философское звучание.)
– Все «части» этого рассказа: посвящение, предисловие, послесловие, сюжет, характеры героев, название рассказа – рождают главную мысль (то, ради чего написан этот рассказ). Сформулируйте ее. О каких законах доброты говорит автор в статье «Уроки доброты»?
(а) Истинное добро со стороны того, кто его творит, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает;
б) добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила;
в) добро возвращается добром.)
– В чем смысл эпиграфа к этой теме (высказывание Л. Н. Толстого)?
– Вспомните рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой». Что общего между двумя этими произведениями?
– Обратите внимание на иллюстрации к рассказу «Уроки французского». Какие эпизоды выбрал художник? Озаглавьте их.
– Какую иллюстрацию можно назвать самой удачной? Почему?
III. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: дописать цитатный план; подготовиться к сочинению (по выбору):
1. Герои рассказов Распутина и Астафьева.
2. Приходилось ли вам встречать человека, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро? Расскажите о нем и его делах.
Подготовиться к внеклассному чтению.
1) Прочитать повесть А. Лиханова «Последние холода» и ответить на вопросы:
а) От чьего имени ведется рассказ?
б) Какие отношения сложились у Коли с мамой и бабушкой, к чему Коля привык, живя в своем доме?
в) Когда Коля начинает видеть вокруг себя трудовую жизнь, ощущать по-настоящему беду?
г) Что помогло Вадику и Маше выстоять, выжить? Какие качества характера спасли их?
д) Как помог им Коля?
е) Какую роль сыграли Вадик и Маша в жизни Коли?
ж) Почему повесть называется «Последние холода»?
2) Подготовить к уроку портрет А. Лиханова, выставку книг, собственные иллюстрации к повести.