Цели: продолжать формировать навыки выразительного чтения; познакомить и дать определение науки «экология» учащимся; воспитывать бережное отношение к окружающему, к природе.
Оборудование: магнитофон, таблицы «Связи в природе», «Экология», «Лес и его обитатели», иллюстрации для словарной работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
– Ребята, я рада приветствовать вас на необычном уроке. Почему необычном? А потому, что мы объединили два урока: чтение и окружающий мир.
Начнем с погоды на сегодняшний день (дежурный). Проследите по дневнику наблюдений, какой самый холодный (теплый) день недели. В какие дни выпадали осадки? В виде чего?
II. Проверка домашнего задания.
– Нам пришла телеграмма-загадка, догадайтесь, ребята, кто при-слал ее.
Ученик (читает текст телеграммы). Ох, и не любят же меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится. Летаю по ночам, криком своим людей пугаю. И глаза, говорят, у меня некрасивые. А ведь если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба.
Учитель. Кто прислал телеграмму? (Сова.)
– Почему вы так думаете?
– Почему сова считает, что если бы не она, люди были бы без хлеба?
– Подтвердим, как полезна сова, чтением сказки В. Бианки «Сова».
Чтение «в лицах».
– Как старик понял, что допустил ошибку, прогнав сову?
– Что изменилось с прилетом совы на луг?
– Какой можно сделать вывод из прочитанного? (В природе все взаимосвязано.)
III. Введение в тему урока.
– Если вы заметили, что все в природе взаимосвязано, то уже знакомы немного с очень важной наукой, которая называется экология (экос – дом, логос – наука). Именно эта наука доказывает, что все в природе взаимосвязано. Сова приглашает нас проследить, что же это за связи.
Таблица «Лес и его обитатели».
– Как красиво в лесу! Деревья, травы, цветы. Назовите их одним словом. (Растения.)
– Какие условия необходимы для жизни растений?
– Солнце, вода, воздух относятся к какой природе? (Неживой.) А деревья, травы?
– Что же связано между собой? (Таблица «Живая и неживая природа».)
– Какие лесные обитатели появились на поляне?
Учитель прикрепляет на доску рисунки с изображением оленя, мыши.
– Почему эти животные пришли к дубу? А как связаны с дубом эти насекомые? (Гусеница, жук.)
– Какая птичка в чужое гнездо снесла яичко? (Кукушка.)
– Зачем она прилетела?
– Наша сова как-то связана с дубом?
– На кого охотится волк?
– Какие цепочки получились? (Дуб – мышь – сова, дуб – насекомые – птицы, дуб – олень – волк.)
– Что связано между собой? (Таблица «Животные и растения».)
IV. Игра «Что будет, если…».
– Рассмотрите картинки и продолжите фразу. (Люди будут вырубать леса, сливать грязную воду в реки, уничтожать насекомых.) Ответьте на эти вопросы.
– Кто же еще связан с природой? (Таблица «Человек».)
Вывод. Что же такое экология? (Экология – это наука о связях между живой и неживой природой, растениями и животными, человеком и природой.)
V. Работа над стихотворением С. Маршака «Праздник леса».
1. Первичное чтение.
– Подумайте, какой праздник у леса?
2. Словарная работа.
Используя иллюстрации, учитель объясняет значение слов: рея, мачта, рубка, киль корабля.
– Почему автор перечисляет части корабля? Какое отношение они имеют к лесу?
3. Выборочное чтение.
– Найдите и прочитайте отрывок, который показывает связь между природой и человеком (между животными и растениями, живой и неживой природой).
– Для чего и кому нужен лес?
– Что мы можем сделать для его охраны?
4. Работа над выразительным чтением.
– Какое предложение по интонации произносим в стихотворении чаще всего? (Вопросительное.)
– На какое слово лучше ставить ударение при чтении вопросительных предложений? Прочитаем, расставим паузы.
– С каким настроением нужно читать стихотворение? Почему?
3–4 учащихся читают стихотворение.
– Люди должны охранять не только леса, но и всю окружающую нас природу.
На доске: чистый лист, в центре – человек, вокруг черные пятна.
– То, что вы видите здесь, – газета, хотя нет никаких записей. Каждый круг газеты – ее страничка. А готовили ее корреспонденты, они расскажут вам, почему человечек в центре кругов грустный.
1-й корреспондент. Я буду говорить о голубом поле.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь,
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
– Что это? (Воздух.)
– Верно, все живое дышит воздухом, и он должен быть чистым. Давайте уберем грязь с голубого поля, что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? (Убираем грязь с голубого поля.)
2-й корреспондент. Догадайтесь, что обозначает синяя страничка.
Меня льют, меня пьют,
Всем нужна я, кто я такая? (Вода.)
– Какую воду мы должны пить, чтобы сохранить здоровье?
3-й корреспондент.
Жить в зеленом мире этом
Хорошо зимой и летом.
В облаках кружится птица,
Скачет по ветвям куница,
Жизнь прекрасна! Жизнь вокруг,
Человек природе друг.
– Мы сможем убрать грязные пятна с зеленого поля, если вы докажете, что знаете правила поведения на природе.
VI. Прослушивание рассказа ученика об отдыхе в лесу (журнал «Начальная школа», 1993, № 4, с. 42).
– Найдите ошибки в поведении школьников.
– Как вы бы поступили на их месте?
Учитель «снимает пятна» с зеленого поля, под ними – животные, птицы.
– Ребята! Посмотрите, у человечка совсем другой вид, он улыбается. Ему хорошо жить в чистом мире.
VII. Итог урока.
– Мы сегодня говорили очень много о природе. Какой же вывод вы сделали для себя? (Природу нужно охранять, иначе погибнем сами.)