Уроки № 87-88. ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК-ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ «ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

0
1037
география

Уроки № 87-88. ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК-ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ «ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Цель: проверка знаний, умений и навыков учащихся. Весь класс делится на три группы.

I . Проверка усвоения условий обособления второстепенных чле­ нов предложения.

На доске записаны предложения:

Писатель пользуется общепринятыми словами, но, мастер своего дела, он умеет поставить слово в ряду других, чтобы звучало неожиданно, веско, ново.

А. Грин создал мир счастья, полета, упоения, задумчивости и многого другого, всегда яркого и глубокого, всегда необыкновенно благо­родного, крылатого.

Поколение за поколением воспитывалось на сказках Андерсена, радуясь, негодуя, сочувствуя.

Книги Антуана де Сент-Экзюпери, поэта, мыслителя и пилота, написаны с безмерной любовью к жизни, с чувством великой ответствен­ности перед людьми.

Взыскательный художник, Крылов кропотливо работал над каж­ дой строкой.

Н. В. Гоголь, вдохновенный мастер поэтического слова, создал произведения, покоряющие читателя правдивостью своих образов.

Представители 3 групп (по одному ученику), используя записанные на доске предложения, дают монологический связный ответ об условиях обособления второстепенных членов. Учащиеся других групп выступают оппонентами, дают рецензию и оценку их работы.

II . Графический диктант.

Выполняется всеми учащимися на листочках. Работа может быть проверена тут же ассистентами учителя.

Труд, лучшее лекарство от многих недугов, делает человека здо­ровым, сильным и красивым.

Слава, добытая в бою и заработанная в труде, не гаснет, не ржавеет, не забывается.

Народ, несмотря на трудную жизнь, стремился к красоте, выли­вал избыток творческих сил в плетение кружев, вышивки, в расцветку со­лонки, ковша или блюда.

В тёмной дали ничего не было, кроме сверкающих огней.

Шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое.

Он быстро оглянулся вокруг и, робко моргая, вскочил с земли.

III . Проверка пунктуационного навыка.

I группа

Задание: вставить пропущенные знаки препинания, графически объяснить их.

Летчик А. Мересьев попал в «клещи». Его расстрелявшего все боеприпасы фактически безоружного обступили четыре немецких самолета и не давая ему ни вывернуться ни уклониться с курса повели на свой аэродром.

Четыре «мессершмитта» выйдя из боя обложили Алексея с боков зажали сверху и снизу диктуя ему путь пулевыми трассами отчётливо видными в голубом и прозрачном воздухе. Когда лес как зверь прыгнул на него Мересьев включил зажи­гание. Падая самолет задел верхушки сосен. Сломав несколько деревьев машина развалилась на части но мгновением прежде Алексея вырвало из сидения и подбро­ сило в воздух и упав на широкоплечую вековую ветвь ели он соскользнул по ветвям в глубокий сугроб наметённый ветром у подножья.

По Б. Полевому

II группа

Задание то же (см. первую группу).

24 января в 4 часа 30 минут пополудни у Комендантской дачи расположен­ной на Чёрной речке остановились почти одновременно двое саней. Данзас секун­дант Пушкина и д’ Арширак секундант Дантеса отправились отыскивать удобное место найденное в метрах полутораста от дачи.

Крупный и густой кустарник окружавший здесь площадку мог скрывать от глаз оставленных на дороге извозчиков что здесь происходило. Избрав это место секунданты утоптали снег ногами на пространстве нужном для поединка и позвали противников.

Данзас махнувший шляпой подал сигнал и противники стали сходиться. Ill группа

Глубокий овраг с родниковым ручьём закрыт от солнца тенистыми вязами. Вдоль оврага к реке бежит крутая и широкая размытая трактором тропка. Овраг с разбегу выскакивает на песчаный берег скрипучие вязы резко останавливаются подавшись назад но ручья удержать не могут – хрустальной струёй он вливается в реку собирая на песчаной отмели шаловливых рыбешек безобидно маленьких и ни на что не гожих.

А река быстрая светлая с песчаным насквозь видным дном и тёплой водой бежит неровно извилисто огибая главную достопримечательность деревни – старый

гай.

Судя по деревьям (ветеранам) посадили гай сто лет назад

По И. Шевцову

IV . Проверка умения видеть роль обособленных членов предложения в художественных текстах.

Учащиеся читают тексты, подобранные дома, указывая на роль обо­ собленных второстепенных членов в речи. (Работа может быть выполнена индивидуально или представителями групп.)

V . Тест «Пунктуация в простом предложении».
Задание:
найдите соответствия (буквы цифре), расставьте знаки препинания.

I вариант

/. Во всех этих людях несмотря на их внешнее различие Самгин по­чувствовал нечто единое.

Отец чёрный от пыли с налитыми кровью глазами приехал толь­ко к вечеру.

На маленьком озере оно называлась Лариным прудом всегда пла­вало много ряски.

Русские литераторы за исключением всеведавшего Пушкина не обратили внимания на фольклор.

Привлечённые светом бабочки прилетели и кружились около фо­наря.

Тебе мой товарищ я отдаю стиха своего угловатую нежность

(А. Сурков).

7. Будем работать засучив рукава.

А – предложение с обособленным определением, стоящим после оп­ ределяемого существительного.

Б – предложение осложнено вводной конструкцией. В – предложение с обособленным обстоятельством. Г – предложение с обособленным дополнением. Д – предложение с обращением.

Е – простое неосложненное предложение.

Ж- предложение с обособленным определением, имеющим допол­нительное причинное значение.

В результате учащиеся должны выдать следующую запись: IB ; 2 A ; ЗБ; 4Г; 5Ж; 6Д; 7Е.

II вариант

/. В книгах В. К. Арсеньева помимо ярких художественных зарисо­вок имеется и большой ценный материал о жизни в Уссурийском крае.

Солнце спрятавшись за узкое сизое облако золотит края его.

Бедный гость с оборванной полою и до крови оцарапанный скоро отыскал безопасный угол (А. С. Пушкин).

Я видел вас холмы и нивы (А. С. Пушкин).

Утомленный дневным переходом Семенов заснул скоро (В. Коро­ленко).

Он протянул мне руку я не могла не дать ему своей и вышел мед­ленными шагами.

Мальчишка бежал сломя голову.

Буквенные обозначения те же, что и в I варианте. В результате полу­ чается: 1 Г; 2В; ЗА; 4Д; 5Ж; 6Б; 7Е.

VI . Творческая работа.

Составьте несколько предложений к одному из фотоэтюдов («Ап­рель», «Лесной ручей», «Закат над морем»).

VII . В заключение представители трех групп отвечают на вопрос: Что общего между обособленными членами и чем они разли­ чаются?

VIII . Задание на дом:

подготовиться к контрольному диктанту.