НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(2 часа)
Уроки № 44-45. НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: дать понятие о неполных предложениях, о сфере их употребле ния; выработать навык отличать неполные предложения от односоставных.
I . Словарный диктант (на уроке № 44 слова записываются, некоторые орфограммы объясняются; на уроке № 45 проводится контроль).
Гуманистические устремления, российская профессура, подать апел ляцию, вынужденный компромисс, привилегированная публика, посвящение в студенты, кристально честный человек, комментарий к французской балладе, прогрессивная интеллигенция, желтая пресса, городские трущобы, диссертация о классицизме, участвовать в президентской кампании, довер чивые сверстницы, молодцеватые ровесники.
II . Новый материал.
Знакомство с понятием «неполные предложения».
Анализ диалога (упр. 219).
Сопоставительный анализ полных и неполных предложений.
Полные Неполные
Пришла долгожданная зима. – Зима пришла?
– Пришла.
Приятно любоваться заснеженны – Чем ты любуешься?
ми елями. – Заснеженными елями.
Чтение § 25.
Вопросы и задания:
1) Где чаще всего используются неполные предложения? 2) Как мы их понимаем? 3) Какие члены пропущены в неполных предложениях? 4) Как при произнесении может быть выражен пропущенный член предложения? 5) Как это обозначается на письме?
Закрепление изученного. Упражнения 220, 221.
Работа по разграничению неполных и односоставных предложений.
Здесь важно внести ясность в слово подразумевается, поскольку учащиеся применяют его по отношению как к неполным, так и односостав ным предложениям (определенно-личным). Выясняется, что в определенно-личном предложении отсутствующий субъект действия обусловлен грамматически – формой глагола-сказуемого. В неполном же предложении члены предложения могут быть восстановлены только по смыслу.
1. Прочитайте текст. Устно вставьте подразумеваемые члены предложения. Сделайте вывод о том, каковы стилистические особенности упот ребления неполных предложений. Найдите односоставные предложения.
Стой прямо! Ногами не дрыгай и гляди мне в глаза! – холодно говорит он.
Ну, глянул, – робко отвечает Вовка.
И что ты там видишь?
Ну, ничего. Синяк вижу, царапину.
Не туда смотришь, смотри глубже.
Ну, круги вижу… Зрачок, дырку…
Ты видишь в моих глазах гнев!
А. Гайдар
Составьте диалог на тему «Разговор по телефону», используя не полные предложения. Попробуйте вставить опущенные члены предложения. Выиграет ли от этого текст? (Использовать для задания на дом.)
Диктант с грамматическим заданием. (Выполняется на уроке № 45.)
Павка дорабатывал свою смену. Он уже собрался уходить, но сменявшего его парня не было. Домой его не отпустили, и пришлось уставшему Павке работать вторые сутки. К ночи он совсем выбился из сил.
К перерыву надо было наполнить громадные кубы. Отвернул Павка кран, но вода не текла. Клонило ко сну. Павка улегся на дрова и незаметно заснул. Забулькал кран, и вода быстро наполнила судомойню. Скоро вода просочилась в зал, стало заливать вещи. Поднялась суматоха. Шум. Крики раздражения. Бросились к спяще му Павке. Удары по голове. Жгучая боль. Со сна он ничего не понимал. Избитый Павка еле доплелся домой. Брат Артем спросил его:
Кто тебя бил?
Прохошка.
Ладно, лежи.
Артем отомстил за брата.
Н. А. Островский
Грамматическое задание: 1) Подчеркните неполное предложение. 2) Обозначьте вид односоставных предложений (о/л, н/л, б/л, н) – по одному каждого вида.
4. Определите типы предложений, входящих в текст. Назовите орфо граммы в корне слова.
КТО ЧЕМ СВЕРКАЕТ?
Сверкает яркий луг росой.
Карась – боками гладкими.
Мудрец-умом.
Лицо – красой.
А трус – босыми пятками.
Какие члены пропущены в предложении Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему никто (М. Е. Салтыков-Щедрин)?
Определите виды предложений Знойная полуденная тишина. Ни звука (В. Катаев).
Какие члены предложения пропущены в афоризме Чем выше солнце, тем короче тень?
V . Задание на дом:
§ 25, упр. 222, подготовиться к словарному диктанту по упр. 225 и словам в рамках на с. 102, 103.