Уроки 5–6 ИСКУССТВО НАТЮРМОРТА. РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ НАТЮРМОРТА. КУВШИН И ЯБЛОКО

0
913
информатика в школе

Вид деятельности: рисование с натуры.

Цели: развивать чувство композиции, умение анализировать форму, цвет, пропорции предметов и пространственное расположение; способствовать формированию эстетического отношения к действительности и произведениям искусства; развивать зрительную память, глазомер, цветоощущение; систематизировать знания о жанре изобразительного искусства – натюрморт; совершенствовать рисунок натюрморта.

Оборудование: для учителя – натурная постановка, методическая таблица (последовательность выполнения натюрморта), рисунки детей; для учащихся – художественные принадлежности для работы с акварельными или гуашевыми красками.

Зрительный ряд: репродукции картин И. Е. Репина «Яблоки и листья», Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка», К. Коровина «Розы и фиалки».

Ход уроков

I. Организация класса.

II. Объяснение нового задания.

Прежде чем приступить к работе, обратите внимание на репродукции картин и рисунки учащихся.

– К какому жанру изобразительного искусства относятся эти работы?

– Какая характерная черта этого жанра?

– Есть ли среди этих работ такие, в которых передается блеск материала тех или иных предметов, вошедших в композицию?

– Какие определения вы бы дали изображенным предметам: теплые, холодные, жесткие, ласковые, контрастные, красивые, трогательные, конструктивные?

– Все ли предметы имеют одинаковую форму и размер?

Любое изображение в изобразительном творчестве начинается с композиции.

Композиция – это объединение всех частей учебного рисунка, произведения искусства для наиболее яркого выражения их содержания.

При изображении отдельных предметов, натюрмортов правильность композиции определяется расположением предметов на листе бумаги.

В декоративных натюрмортах форма предметов условна. В рисунке в этом случае сохраняются лишь ее главные признаки.

В декоративной композиции цвет предмета также условен. Часто цвет предмета в такой композиции не совпадает с его натуральной окраской.

Обратите внимание на композицию нашего натюрморта.

Давайте определим форму предметов, пропорцию и фактуру, пространственное расположение, освещенность и цвет.

– Какую роль играет в декоративной композиции то, насколько он может отличаться от цвета реального предмета?

III. Работа над рисунком.

На классной доске демонстрируется последовательность линейного построения рисунка натюрморта. Особое внимание уделяется композиционному расположению натюрморта на листе бумаги. Сочетание малого и крупного объемов; определение места для главного предмета; определение места общих очертаний изображения на поверхности будущего рисунка; детальная прорисовка отдельного предмета. Прорисовка симметричного предмета начинается с вертикальной осевой линии. При рисовании важно вычленить части, из которых состоят предметы, сравнить их между собой по высоте и ширине.

В графическом изображении предметов следует обозначить круглые основания, границы между составными частями предметов, которые в рисунке превращаются в овалы.

Расположение изображения натюрморта должно быть в центре листа и не слишком велико.

IV. Самостоятельная работа.

Короткими отрезками-штрихами учащиеся на листе намечают общее расположение натюрморта. Если ученик не может охватить всю композицию, то может рисовать каждый предмет отдельно, но строго соблюдая пропорции и расположение предметов.

После определения общей композиции намечается величина каждого предмета в отдельности, уточняется пропорция и после этого прорисовываются предметы более детально, намечаются блики, тени и мелкие детали предмета. (См. Приложение.)

В конце урока каждый ученик сравнивает свой рисунок с постановкой композиции натюрморта. Анализируют перспективное расположение и конструктивное строение предмета.

V. Продолжение работы в цвете.

На прошлом уроке уже рассматривалась окраска предметов. Для более точной передачи цветового решения композиции еще раз анализируется цветовая окраска, окраска в тени и на свету, освещенность предметов, блики на поверхности предметов, определяются контрастные цвета.

После этого учащиеся приступают к цветовому решению своего рисунка. С помощью последовательного насыщения цветом определяют тень, свет, полутень, объем предметов и пространственное расположение. Выявляются тоновые отношения, характер формы, фактура поверхностей и целостность натюрморта, то есть решаются те же задачи, в той же последовательности, что и в рисовании овощей и фруктов.

Гармония различных оттенков, созвучных основному цвету, определяет колорит натюрморта. Освещение также важный момент: плохо освещенные предметы натюрморта не дают четкого определения тени. Свет в живописи – это цвет. Для драпировки на начальной стадии рисования натюрморта применять лучше светлые тона. На светлом фоне более четко и ярко просматриваются предметы. Удачно пишутся предметы с гладкой поверхностью, поэтому для учащихся младшего возраста лучше подбирать предметы, которые не имеют сложного конструктивного строения и фактуры. Предметы должны быть яркими, это легче воспринимается детьми при выполнении рисунка.

VI. Итог уроков.

Просмотр и оценка выполненных работ. Анализ выполнения натюрморта и допущенных ошибок.