Уроки 5-6. Фонетика и орфография
Цель: закрепить знания по фонетике; развивать орфографиче скую зоркость учеников; развивать навыки фонетического разбора, навыки выразительного чтения.
Методические приемы: повторение пройденного материала, беседа по вопросам, выразительное чтение, подготовленный дик тант; задания по занимательной лингвистике.
Ход урока 1
I . Лингвистическая разминка
1. Подобрать синонимы к слову бежать. (Мчаться, лететь,
нестись и т. д.)
«Четвертое лишнее»: у какого слова нет антонима? Катет, медленный, утро, любить. (Катет.)
«Четвертое лишнее»: какое из этих слов является историзмом? Длань, ямщик, выя, паки. {Ямщик, остальные слова- архаизмы:
длань – ладонь, рука; выя – шея; паки – опять, сновав)
II . Проверка домашнего задания
Г. Упражнение 14.
Два человека у доски делают морфологический разбор слов на клоняюсь и двойного, двое других – фонетический разор слов землю, твоя. В это время выразительно читаем текст упражнения, затем по цепочке проверяем орфограммы и пунтктограммы, выполняем словарную работу, потом слушаем отвечающих у доски.
2. Упражнение 15.
Читаем специальные слова (термины), например: русский язык – суффикс, морфология, лексикография, орфограмма; литература – эпитет, инверсия, ямб, хорей; математика – гипотенуза, слагаемые, делитель и т. д.
В это время два человека у доски записывают сложные пред ложения с некоторыми из этих слов, выделяют основы предло жений.
III . Повторение темы «Фонетика и орфография»
1. Беседа по вопросам (с. 9). Дополнительные вопросы:
– В каких словах нет безударных гласных? (В односложных: плеть, край, миг. Кроме того, в сильных классах кто-нибудь
может догадаться, что ударение отсутствует в некоторых предлогах, частицах, словах, примыкающих к другим словам,
переносится на них: передо мной, на мосту, не хочу, хотел бы и т. д.)
Для сильных классов:
– Есть ли в русском языке слова с мягким «ж»? Приведите примеры. (В заимствованных словах: жюри, Жюль. Кроме
того, в одесском говоре: пожалуйста, жалко – «ж» смяг чается. В древнерусском языке «ж» было мягким. Об этом
говорит традиционное написание слов: жизнь, лыжи, бежим и т. д.)
2. Фонетический разбор слов.
Сгореть – 2 слога Чувство – 2 слога
с – [з] – согл., звонк. ч – [ч] – согл., глух.
г – [г] – согл., звонк. у – [у] – гласи., уд.
о – [а] – гласи., безуд. в – [-]
Р