Цели: знакомить с дискуссией как аргументированным обсуждением какого-либо вопроса, с правилами ведения дискуссии, научить грамотно дискутировать; обобщить знания учащихся о тексте; совершенствовать речевые навыки.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Методы: эвристическая беседа, создание эмоционально-нравственных ситуаций, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Ход урока
1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.
Доклад подготовленных учащихся о результатах мини-исследования по теме урока (опорный материал предложен на с. 306 учебника).
Организация регламентированной дискуссии на основе материалов упр. 429, 452, 453 (задание сформулировано на с. 311 учебника):
· Класс разбивается на 4 дискуссионные группы. Каждая группа получает задание на исследование проблем и изучение источников. В группе распределяются роли участников дискуссии. Состав группы должен включать следующие роли: ведущий, хронометрист, секретарь, эрудит, аналитик, интегратор. Все члены группы участвуют в дискуссии.
· Перед началом работы учитель выдвигает обязательное условие: все учащиеся должны участвовать в обсуждении итогов работы. Одни будут представлять результаты, другие задавать вопросы или отвечать на них.
· Оценка ставится за логику построения ответа, отношение к работе, активность. Ответ должен быть аргументированным.
2. Этап первичной проверки понимания изученного.
· Работа в группах и обсуждение частных проблем.
· Идет обмен информацией, учащиеся задают друг другу вопросы, делают выводы.
3. Этап закрепления и применения изученного.
· Выступления представителей групп.
· Учитель возвращается к поставленной в начале урока проблеме. На проблемный общий вопрос должны ответить все учащиеся, высказать свое мнение.