Урок № 83. ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЫРАЖЕННЫЕ ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ И ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ (закрепление изученного)

0
935

Урок № 83. ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА,

ВЫРАЖЕННЫЕ ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ И ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ

ОБОРОТАМИ (закрепление изученного)

Цель: закрепить пунктуационный навык. Урок проходит как практикум.

I . Закрепление пунктуационных навыков у учащихся.

Очень трудна пунктуация предложений, в которых встречаются дее­причастные обороты и однородные члены предложения (в том числе выра­ женные деепричастными оборотами) с союзом и. Следующее упражнение поможет выработать необходимые навыки пунктуации.

Задание. Подчеркнуть главные члены и обособленные обстоя­ тельства. Расставить запятые. Что соединяет союз и?

/. Он взял чемодан и улыбаясь вошел в квартиру (А. М. Горький). 2. В полночь хлопнула дверь и громко топая и громко разговаривая вошли Лиза и Марфуша (А. Толстой). 3. Николай сел рядом с ней смущённо от­ вернув в сторону радостное лицо и приглаживая волосы но скоро повернул­ ся и глядя на мать жадно слушал её плавный, простой и яркий рассказ (А. М. Горький). 4. Из липовой аллеи вертясь и обгоняя друг друга летели жёлтые круглые листья и промокая ложились на мокрую дорогу и на мок­рую тёмно-зелёную отаву луга (Толстой). 5. Кошка прогнув спину побежа­ла к печке но в блюдце по-прежнему было пусто тогда она осмотревшись и что-то по-своему сообразив опрокинула незаткнутую бутылку с остат­ками молока и с опаской поглядывая по сторонам- принялась вылизывать белую лужу на полу (Яшин).

II . Самостоятельная работа. (Можно предложить материал
упр. 323.)

III . Графический диктант.

1. Печально садилось солнце, освещая уже убранные пожелтевшие поля, полотно дороги, сверкавшие на нём рельсы (Н. Гарин-Михайловский). 2. Подъехав к господскому дому, он увидел белое платье, мелькавшее меж­ ду деревьев сада (А. С. Пушкин). 3. В одной из телег в сене навзничь лежал Бессонов, прикрывшись попоной, пахнущей лошадиным потом (А. Тол­стой). 4. Андрей стал пробиваться к матери, не обращая внимания на лю­ дей, не желавших уступить ему дорогу (А. М. Горький). 5. Съехав вниз и оглянувшись назад, Денисов кивнул головой казаку, стоявшему подле него (Л. Толстой). 6. Ветер, все ещё сильный, дул теперь с востока, разметывая снежные и дождливые тучи (А. Толстой).

IV . Тренировочные упражнения. Упражнения на различение обособленных и необособленных одиночных деепричастий.

Перед упражнением записывается правило:

1. Не обособляется стоящее после сказуемого в конце предложе­ния одиночное деепричастие обычно несовершенного вида в значении обстоятельства образа действия. Например: Враг отступил отстрелива­ ясь, но: Отстреливаясь, враг отступал.

Если одиночное обстоятельство не является обстоятельством образа действия, хотя и стоит в конце предложения, оно обособляется.

Например: Он не погасил свет, уходя.

2. Никогда не обособляется одиночное деепричастие, которое уже перешло в простое наречие. Таких наречий немного, их следует запом­ нить: лежа, сидя, стоя, молча, не глядя, нехотя, играя, шутя.

Далее учащиеся записывают под диктовку предложения, объясняя знаки препинания.

/. Татьяна любит не шутя (А. С. Пушкин). 2. Не одеваясь, она под­няла маскировочную штору и потом, вскочив на подоконник, рванула фор­ точку. (Б. Полевой). 3. Выйдя за ворота, мы повернули вправо и побрели, не спеша, по мягкой, пыльной дороге (А. Чехов). 4. Она сидела отвернувшись. 5. Умывшись, он вышел к столу. 6. Он, подумав, решил задачу. 7. Вот не­хотя с ума свела (А. Грибоедов). 5. Смеясь, он дерзко презирал земли чу­жой язык и нравы (М. Лермонтов). 9. Вокруг нашего дома стояли, заду­мавшись, огромные каштаны (К. Паустовский).

V . Творческий диктант.

Напоминаем, что деепричастный оборот, являющийся устойчивым выражением, запятыми не выделяется.

Задание: в диктуемых предложениях заменить деепричастный оборот устойчивым сочетанием слов, выбрав подходящий из записанных на доске: сломя голову, не солоно хлебавши, не смыкая глаз, не переводя дыхание, затаив дыхание, не помня себя, разиня рот.

1. Мы слушали, забыв обо всём, рассказ о подвиге партизан. 2. Всю ночь разведчики пролежали в засаде, не заснув ни на миг. 3. Этот человек действовал, не обдумывая своих поступков. 4. Просители ушли, ничего не добившись.

VI . Задание на дом:

упражнение 322.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь