Цель урока: 1) Сформировать знания о климатообразующих факторах;
2) Развивать умение работать с картой; 3) Воспитывать интерес к предмету.
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. Карта климатических поясов
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
1. Воздушные массы и преобладающие ветры (воздушные массы – большие объемы воздуха с однородными свойствами; 4 типа – экваториальные, тропические, умеренные, арктические; ветер – движение воздуха в горизонтальном направлении; пассаты – ветры, дующие от пояса высокого давления к экватору; западные ветры – от тропиков к умеренным широтам)
2. Распределение осадков (на экваторе больше
III.Всесторонняя проверка знаний.
1. Превышение по отвесу 1 точки земной поверхности над другой (относительная высота)
2. Компоненты географической оболочки связаны в единое целое за счёт (круговорота вещества и энергии)
3. Буряты, киргизы, якуты относятся к расе (монголоидная)
4. Наука, изучающая состояние тропосферы (метеорология)
5. Причина прилива и отлива океана (притяжение Луны)
6. В результате метаморфизма образовался (кварцит)
IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: От чего зависят климатические условия в той или иной местности? Укажите причины перемещения воздушных масс. В чем разница между климатом и погодой?
V.Объяснение новой темы.
1. Климатические пояса (Б. П. Алисов выделил 13 поясов – 6 переходных и 7 основных; в экваториальном низкое давление, жарко, дуют пассаты, осадков более
2. Климатообразующие факторы (географическая широта, движение воздушных масс, рельеф, близость океанов и их течений, характер подстилающей поверхности)
VI.Усвоение новой темы.
1. В каком климате круглый год господствует сухой и холодный воздух, постоянные низкие температуры, а зимой сильные морозы? (арктическом)
2. На территории России под воздействием 1 типа воздушных масс с преобладанием ветров западного переноса формируется климат (умеренно континентальный)
VII.Домашнее задание. § 8, рис. 24
VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: К важным климатообразующим факторам относятся географическая широта, движение воздушных масс, рельеф, близость океанов и их течений, характер подстилающей поверхности.