Урок № 7 Способы подчинительной связи

0
862

Цели урока:1. Сформировать представление о подчинительных видах связи; Научить определять способы связи в словосочетаниях, конструировать их, дать понятие о синонимичных словосочетаниях;Актуализировать опорные знания и умения по данной теме;

2. развитие коммуникативной компетентности обучающихся

3. Воспитывать внимание учащихся. Воспитание патриотизма

Ход урока

Оргэтап

2. Этап проверки домашнего задания.

Примечание. учебник Русский язык: учебник для 11 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ с казахским языком обучения. Второе издание, переработанное, дополненное. – Алматы: Мектеп, 2011. – 344 с

упражнение 47 – составьте словосочетания со словами самостоятельных частей речи

3. Этап проверки знаний

В данных словосочетаниях определите главное и зависимое слово. Задайте вопрос от главного к зависимому. У главного слова определите частиречную принадлежность


1 вариант

сформулировать тезис;

желанный гость;

ослепительное солнце;

охотно поддерживать;

куда-нибудь подальше;

участвовать в соревнованиях;

девять ночей;

искусство игры;

упорно стремиться;

слева от тебя;

игра в волейбол;

очень плохо.

2 вариант

ясным утром;

препятствовать движению;

написать выступление;

очень забавный;

говорить волнуясь;

независимый эксперт;

на третьем этаже;

говорить вполголоса;

нарушение правил;

гуляли в парке;

забочусь о тебе;

надо подумать.


4. этап подготовки к активному усвоению темы.

Что мы уже знаем…

что такое синтаксис?

Что такое пунктуация?

Что называется словосочетанием?

Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?

Словосочетание – сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, где есть

главное и зависимое слово

(т.е.подчинительной связью).

Не являются словосочетаниями

Грамматическая основа (Птицы улетели, лес шумит, падают листья)

Однородные члены (Веселый и звонкий, желтые и красные, от дождя и снега)

Существительные с предлогом (Благодаря погоде, в течение дня, вследствие заморозков)

Составные формы (двадцать второй, будет писать, более сладкий)

5. Этап объяснения новой темы

Связь слов в словосочетании.

СОГЛАСОВАНИЕ

Если зависимое слово отвечает на вопрос какой? который? чей?, то это вид связи СОГЛАСОВАНИЕ.

Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже.

Какие части речи могут отвечать на эти вопросы?

Прилагательные, причастия, порядковые числительные, притяжательные местоимения.

Поздняя осень О поздней осени

Осенняя аллея Осенней аллеей

Жёлтые листья Жёлтым листьям

Прекрасный осенний день

Прекрасного осеннего дня

Вывод: изменяется главное слово – изменятеся и зависимое слово

Связь слов в словосочетании.
УПРАВЛЕНИЕ

Если в качестве зависимого слова выступает имя существительное или слово с признаками существительного – это УПРАВЛЕНИЕ.

Главное слово управляет зависимым.

Зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей

При управлении форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного слова.

Встретить вас

Встречу вас

Встретим вас

Встречали вас

Будем встречать вас.

Птицы над морем

Дорожка на воде

Летают над водой

Уходит за горизонт

Рябит на воде

Связь слов в словосочетании
ПРИМЫКАНИЕ

Если зависимое слово – наречие, деепричастие, инфинитив – это примыкание.

Зависимое слово примыкает к главному только по смыслу!

Быстро соображать, макароны по-флотски, шел напевая, собираюсь уехать.

После объяснения темы учителем – читаем параграфы на страницах 27, 28, 30

Конспект в тетрадь для правил

6. Этап закрепления новой темы

Задание № 1.

Распределите словосочетания
по трем столбикам:

Липовый чай, пилить дрова, идти быстро, любящая тебя, второй поющий, готовый уйти, мой милый, спал храпя, идёт к окну, чей-то дом, желание спать, шёл впереди, этот человек, летящая утка, быстрее лани, белый от пыли, доволен одним, валясь набок, мечты людей.

Задание №2

Работа с текстом из упражнения № 58 на странице 30.

Чтение по цепочке

Озаглавливание

Составление плана к тексту

Выпишите из текста десять словосочетаний со связью согласование, три словосочетания со связью примыкание (очень активно, весьма многочисленные, вокруг столицы ) и десять словосочетаний со связью управление. Задайте вопрос от главного к придаточному

Этап рефлексии

Этап оценивания

Этап информированности о домашнем задании. Теория – правила выучить. Практика – упражнение № 52. замените глаголы отглагольными существительными. Сотсавьте три предложения с любыми словосочетаниями