Урок № 54: Влажные экваториальные леса и саванны

0
587
информатика

Цель урока: 1) Сформировать знания о природных зонах Африки; 2) Развивать умение работать с картой; 3) Воспитывать интерес к предмету.

Метод обучения: словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Оборудование: 1. Физическая карта Африки. 2. Физическая карта мира.

3. Карта природных зон. 4. Картина «Африканская саванна»

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

II.Проверка домашнего задания.

  1. Реки внутреннего бассейна (1/3 материка, вади, оазисы)

  2. Реки бассейна Атлантического океана (Нил, Конго, Нигер, Оранжевая)

  3. Реки Индийского океана (Замбези, Лимпопо)

  4. Озера (Танганьика – длина 650 км, ширина 80 км, глубина 1470 м; самое большое – Виктория, глубина 80 м; Тана; Чад – 4-7 м глубина, соленое)

  5. Значение озер и рек. Подземные воды.

III.Всесторонняя проверка знаний.

1. Какие параллели называются тропиками? (23,5°с. ш и 23,5°ю. ш)

2Основная причина разнообразности природных зон в Евразии (большая площадь материка)

3 Термины: кратер, горст, синклиналь относятся к (литосфере)

4 Географическая оболочка – это (общепланетарный природный комплекс)

5Поиску новых земель способствовало (изобретение компаса)

6.Главный действующий вулкан СНГ называется (Ключевская Сопка)

7. С высотой температура (понижается)

8 Движение земной коры измеряется (сейсмографом)

9.По Полярной звезде определяют направление на (север)

10 Чрезвычайно редко землетрясения бывают (на платформах)

IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Чем определяется положение природных зон? Будет ли повторяться расположение природных зон по обе стороны от экватора?

V.Объяснение новой темы.

1. Влажные экваториальные вечнозеленые леса (гигантские фикусы, сейба, масличная, винная пальма, эбен, бананы, кофе, какао, арахис; животные: кистеухая свинья, карликовый бегемот, антилопа, окапи, шимпанзе, павиан, горилла, леопард, термиты, цеце)

2. Саванны и редколесья (40% территории Африки; парковые саванны там, где дожди 8 -9 месяцев, красные ферраллитные почвы, баобабы, пальмы, слоновая трава; где дожди 6 месяцев – красно-бурые почвы, зонтичные акации, настоящие саванны; сухие саванны – дожди 2-3 месяца, твердые колючие кустарники, древовидные молочаи; животные: зебра, жираф, буйвол, 40 видов антилоп, слоны, носороги, бегемоты, львы, гепарды, гиены, шакалы, крокодилы, страус, птица-секретарь, марабу, фламинго, саранча; на Мадагаскаре – дерево путешественников, лемуры)

VI.Усвоение новой темы.

1.Антилопы, львы, бегемоты, гепарды водятся в зоне (экваториальных лесов)

2. Карта природных зон содержит данные о (границах природных зон и животном мире)

3.Положение природных зон определяется (соотношением тепла и влаги)

VII.Домашнее задание. § 49-50, стр. 184 – 187

VIII.Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: Природные зоны Африки состоят из сменяющихся от экватора к северу и югу по широте влажных экваториальных лесов и переменно-влажных лесов, саванн и редколесий, зон тропических пустынь и субтропических средиземноморских лесов.