Цель урока: 1) Сформировать знания о рельефе и размещении полезных ископаемых Африки; 2) Развивать понимание закономерностей развития рельефа и размещения полезных ископаемых на земле; 3) Воспитывать логическое мышление.
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1. Физическая карта Африки. 2. Образцы полезных ископаемых. 3. Картина « Драконовы горы».
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
1. Особенности материка (второе место по площади – 30,3 млн. км², самая длинная река мира – Нил имеет длину
2. Географическое положение.
3. Океаны и моря у берегов Африки (Атлантический и Индийский океан, Средиземное море, Гибралтарский пролив, Красное море, заливы Гвинейский и Сидра, полуостров Сомали; острова Мадагаскар, Занзибар, Сокотра, Коморские, Сейшельские, Маскаренские на востоке и Мадейра, Канарские, Зеленого мыса и Гвинейского залива на западе)
4. Воды Атлантического океана (Гвинейское течение, Бенгельское)
5. Бассейн Индийского океана (Красное море самое соленое в мире, Сомалийское холодное течение, Мозамбикское и Мадагаскарское течение)
6. История исследования Африки (в XIV в. арабский путешественник Абу ибн Батута; в 1497 –
III.Всесторонняя проверка знаний.
1. Огромное влияние, часто отрицательное, на развитие географической оболочки оказывает (человеческое общество)
2. Как мы называем широту и долготу земной поверхности? (географическими координатами)
3. Чаще всего случаются извержения вулканов, землетрясения, образуются горячие источники (в горных районах, на окраинах материков)
4. Самое длинное озеро в мире (Танганьика)
5. Озёрные котловины Иссык-Куля и Байкала имеют происхождение (тектоническое)
6. Если солёность воды 18 %, то, сколько разного вещества можно получить из 1л воды Чёрного моря? (18г)
7. Одной из причин смены времён года на Земле является (наклон земной оси к плоскости орбиты)
8. На координатах 0° широты и 0° долготы располагается (Атлантический океан)
9.Самый большой остров Северной Америки (Гренландия)
10. Метаморфические породы (кварцит, гнейс, мрамор)
11. Какое государство занимает целый материк? (Австралия)
12. Течение Гольфстрим проходит (в Атлантическом океане)
IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Какая существует связь между рельефом и полезными ископаемыми?
V.Объяснение новой темы.
1. Рельеф (Гондванская платформа; преобладают равнины, возвышенности, плато и плоскогорья с высотой от 200 до
2. Полезные ископаемые (в местах излияния магмы – черные и цветные металлы (медь, цинк, олово), уран, золото, алмазы; кобальт и никель в Замбии и Заире; платина, золото и алмазы – в ЮАР; уран – в Нигере и Намибии; осадочные – каменный уголь, нефть, природный газ, соли, осадочное железо, фосфориты, бокситы, марганец; нефть – Средиземное море, Гвинейский залив; фосфориты – Атлас; уголь – Южная Африка)
VI.Усвоение новой темы.
Работа с картой и вопросами в конце параграфа
VII.Домашнее задание. § 45, контурная карта
VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Рельеф Африки сравнительно равномерен. Наибольшую часть материка занимает древняя Гондванская платформа. Прослеживается связь между рельефом и залеганием полезных ископаемых на территории материка.